— Количество переходит в качество, — задумчиво произнес Вася.
Наступило неловкое молчание.
Билл Хопкинс поперхнулся компотом.
Только Уилберфорс Гастингс продолжал доедать утренний пудинг с истинно британским спокойствием.
— Василий, что ты сейчас сказал? — не выдержал Герман Вольф.
Товарищ младший лейтенант пожал плечами:
— Ничего особенного. Собственно, я размышлял о тех временах, когда большинство из игроков докачается до реактивных самолетов. И наступит новая эра.
— То есть количество опыта перейдет в качество самолетов, — подытожил Гастингс.
— Вот товарищ флайт-лейтенант меня понимает! — обрадовался Вася.
— Но здесь нужно ведь учитывать, что реактивный самолет — это не просто более быстрая или более высотная машина, — сказал Хопкинс. — Мы говорим о качественно ином аппарате.
— Ну так о чем и речь, — кивнул Вася. — Помнишь историю создания американского реактивного истребителя F-84 — «Тандерджет»?
— Кажется, этот самолет построил авиаконструктор русского происхождения, живущий в Америке, — нахмурился Хопкинс.
— Вообще-то грузинского, если быть точным, — Александр Картвели, — поправил Вася. — Он работал в «Рипаблик Авиэйшн». У американцев уже был удачный истребитель — «Тандерболт», тоже в какой-то мере детище Картвели. Но в сорок четвертом стало понятно, что даже «Тандерболт» скоро устареет.
— Потому что занималась, так сказать, заря реактивной авиации, — вставил Гастингс.
— Можно и так сказать, — кивнул Вася. — Занималась. Заря. Со страшной силой. Поэтому американцы решили быстренько сделать замену «Тандерболту». И пока этот прекрасный истребитель, ни о чем не подозревая, геройствовал в воздухе, глубоко в недрах фирмы уже ковался преемник.
— Звучит зловеще, — засмеялся штаб-сержант. — По-моему, Вася, ты слишком много смотрел комиксов.
— Я вообще не смотрю комиксы, — сказал Вася гордо. — Разве что изредка. Мораль моей истории заключается вот в чем. Александр Картвели начал работу над преемником «Тандерболта» с того, что начал переделывать свой успешный поршневой истребитель под турбореактивный двигатель. То есть предполагал механическую замену одного двигателя другим. Как, собственно, и делали раньше.
— Но и раньше, если помнишь, для того, чтобы поставить на самолет более совершенный двигатель, часто приходилось переделывать фюзеляж, по-другому располагать крылья и так далее, — напомнил Хопкинс.
— И все-таки такие переделки приносили успех, — возразил Вася. — Поэтому Картвели и начал с простого. Силовую установку он решил расположить в нижней части фюзеляжа. И тут же пошли проблемы. Если коротко — для такого конструктивного решения двигатель оказался слишком велик в длину. Это если коротко. На самом деле проблемы множились, и в конце сорок четвертого года Картвели принял единственно правильное решение: прекратить биться лбом в стену и начать работу над новым самолетом с нуля.
— Логично, — вставил Гастингс. — Речь ведь шла о действительно принципиально новом самолете.
— Точно, — кивнул Вася. — И главное внимание здесь должно было уделяться снижению аэродинамического сопротивления.
— Ну Вася, что же тут принципиально нового? — не выдержал Хопкинс. — Это основная характеристика истребителя дальнего сопровождения.
— Двигатель принципиально новый, — отозвался Вася. — Собственно, всегда же так было — характеристики доступного двигателя диктовали характеристики самого самолета. А «Тандерджет» получился тонкий, длинный, изящный. Двигатель поместили в среднюю часть фюзеляжа, сразу за кабину летчика. То есть, весь полезный объем фюзеляжа оказался заполненным.
— Топливные баки, — кивнул Хопкинс. — Их нужно было куда-то поместить. И остаются…
— Крылья, — заключил Уилберфорс Гастингс. — «Толстые», занятые топливом крылья. Интересно, как эта штука полетела.
— Между прочим, руководство ВВС проект одобрило, — заговорил Билл Хопкинс. — В феврале сорок шестого года истребитель F-84, получивший имя «Тандерджет», был представлен начальству, каковое заказало фирме сто машин. И вот первый опытный образец перевозят на авиационную базу в Калифорнии и там, в обстановке строгой секретности, проводят испытания.
— Это какая сверхсекретная база, Мюрок, что ли? — вмешался Вася. — Где США испытывали все свои первые реактивные самолеты?
— Вася, Вася. Какие могут быть теперь секреты, когда столько лет прошло… — вздохнул Билл Хопкинс. — Да, там. Именно там в конце февраля сорок шестого «Тандерджет» был поднят в воздух летчиком-испытателем майором Лейном. О реактивных самолетах, об их поведении в воздухе еще мало что было известно.
— Но уже тогда было понятно, что они станут главными действующими лицами в следующей воздушной войне, где бы она ни состоялась, — вставил Вася. — Поэтому испытывали эти самолеты вместе с вооружением: шесть пулеметов калибра 12,7 миллиметров, на крыле — пилоны для подвески бомбового и ракетного вооружения. И вот тут начались «сюрпризы». В первых же полетах с подвесным вооружением выяснилось, что для обеспечения продольной балансировки триммеры руля высоты приходится устанавливать на кабрирование. Последствия этого неприятны: после сброса бомб самолет буквально прыгает наверх. В боевых условиях это очень опасно. Пришлось подбирать другие варианты пилонов. В общем, работы оказалось больше, чем предполагалось.
— Но в конце концов самолет был принят, — упрямо заметил штаб-сержант Хопкинс.
— Конечно, принят. Билл, ты настаиваешь на общеизвестном! — не выдержал Вася. — Все мы знаем, как «Тандерджет» отличился в Корее. Я просто привожу пример того, как непросто было работать над совершенно новой моделью летательного аппарата. Военным, кстати, потребовалось увеличить дальность полета, что и было сделано за счет установки дополнительных топливных баков на концах крыла.
— Опасно, — заметил Гастингс и перешел к компоту. — Здоровенные топливные баки емкостью почти девятьсот литров на концах крыла влияют на устойчивость и управляемость самолета.
— Что и стало причиной многочисленных аварий, — подхватил Вася. — Однако самолет все же запустили в серию. Его назвали F-84B. Потом появились другие модификации, но в общем это был все тот же «старый добрый» «Тандерджет». В ноябре сорок седьмого первые «Тандерджеты» поступили на вооружение.
— Что означает «F»? — спросил Гастингс.
— «Fighter» — «истребитель», — ответил Билл Хопкинс.
— Я так и думал, — невозмутимо произнес Гастингс.
Хопкинс опять почувствовал себя неловко.
— Впечатление, будто я целый день только и делаю, что говорю банальности!
— На самолете вы сможете проявить себя во всей своей оригинальности, — утешил его Гастингс. — Впрочем, хорошая банальность еще никогда не вредила. Если я не ошибаюсь, именно этот первый «Тандерджет» получил прозвище «Кошмар механиков». Чему причиной — недостаток запчастей и сложность техобслуживания. Что поделать — новая машина, совсем новая!
— Можно добавить еще такую тонкость, — вставил Вася. — Слишком тонкая обшивка фюзеляжа деформировалась на больших скоростях полета. Вот вам особенность реактивного двигателя в действии.
— И появляется модификация F-84C, — сказал Хопкинс. — В сорок восьмом году она поступает на вооружение. Сто девяносто самолетов. Которые получили прозвище «Кошмар летчиков». При маневрировании на скорости до восьмисот километров в час и перегрузках в четыре «же» самолет вел себя прилично, если не сказать «хорошо». Если же увлечься и превысить эти значения — всё, конец всему, самолет превращается в неуправляемый снаряд.
— Реактивный двигатель, — Вася пожал плечами, подражая англичанину. — Что вы хотели, сэр.
— Кстати, а в чем была причина подобного поведения машины? — вступил Гастингс. — Если конкретизировать, а не валить все на реактивный двигатель?
Вася надулся, а Билл Хопкинс кивнул:
— Подвесные топливные баки. Они смещали аэродинамический фокус и закручивали крыло, увеличивая его угол атаки. При этом усилия на ручке управления самолетом падали до нуля, и у летчика появлялось впечатление полной потери управляемости. А устранить это явление было очень сложно, потому что в процессе полета масса топливных баков постоянно изменялась.
— Кстати, на МиГ-15 тоже возникали всякие явления и иллюзии, — вставил Вася.
— О реактивных МиГах поговорим потом, — перебил Хопкинс. — Сам завел беседу о «Тандерджетах».
— Кстати, как разобрались с этой проблемой? — поинтересовался Гастингс.
— Увеличили толщину обшивки крыла, — ответил Билл Хопкинс. — Это увеличило его жесткость и уменьшило закрутку. А на баках закрепили небольшие треугольные крылышки, которые сместили аэродинамический фокус.
— И тут случилась большая неприятность, — проговорил младший лейтенант. — Выяснилось, что у Советского Союза тоже имеется ядерная бомба. До сих пор Америка из-за своей удаленности считала себя в безопасности. Неуютно было внезапно осознать, что до твоей страны теперь могут дотянуться бомбардировщики потенциального противника. Причем удар ожидался, что логично, со стороны Аляски, с севера. А как перехватывать чужие бомбардировщики с севера, если твои собственные истребители для таких условий вовсе не предназначены? Срочно потребовался арктический вариант «Тандерджета». Нежные американские истребители плохо переносили холод: в двигателях появлялись кристаллы льда. Поэтому перед полетом самолет приходилось подогревать. Но вот появляется F-84D — «Тандерджет» с двигателем, работающим на бензине с октановым числом, равным ста, с утолщенной обшивкой крыла. Этот холода не боится. По крайней мере, не так, как другие. Крыло стало прочнее, следовательно, скорость повысилась.
— А дальность полета снизилась, — догадался Гастингс. — Самолет-то стал тяжелее. Я помню, что этот самолет участвовал в октябре пятидесятого года в совместных учениях ВВС Соединенных Штатов и Великобритании.
— Любопытно, — вставил Вася. — И как англичане нашли «Тандерджет»?
— Как всегда, мы выбрали путь дипломатии и компромисса, — хмыкнул флайт-лейтенант. — С одной стороны, с другой стороны… «Тандерджет» лучше наших истребителей-бомбардировщиков, но слабее наших истребителей-перехватчиков.
— То есть победила дружба, — сказал Вася.
— Точнее, победила война, — возразил Билл Хопкинс. — Девятого ноября пятидесятого года началось формирование авиационной группы, куда вошли три эскадрильи сопровождения. Эти эскадрильи получили новенькие, «из печки», истребители-бомбардировщики «Тандерджет» последних модификаций. Половина личного состава участвовала во Второй Мировой войне. В общем, группа считалась одной из лучших. В конце декабря пятидесятого года «Тандерджеты» уже в Корее и летают вместе с бомбардировщиками В-29 в районе Пхеньяна. Через месяц они впервые встретятся с реактивными МиГами.
— И кстати о таких встречах, — заключил Вася. — Я знаю, существуют пижоны, которые признают только поршневые самолеты. Мол, это элегантно, это по-настоящему.
— Существуют даже такие, кто признает только бипланы, — прищурился Гастингс.
— А вот мне хотелось бы попробовать после релиза МиГ-15, — сказал Вася. — Реактивные самолеты по-своему изумительно увлекательная штука.
© А. Мартьянов. 01.12. 2013.