Уилберфорс Гастингс задумчиво смотрел на свой «Спитфайр».
— Все-таки этот самолет — совершенство, — произнес он с чувством, которого трудно было ожидать от всегда сдержанного суховатого англичанина. — Если говорить об абсолютном самолете, то — вот он. Прекрасен каждой своей линией.
— Интересно, что другое творение Митчелла, более раннее, совершенно его не напоминает, — заметил Билл Хопкинс.
Флайт-лейтенант поднял бровь:
— Что вы имеете в виду?
— Реджинальд Митчелл создал для «Супермарин» летающую лодку, которую даже заподозрить в родстве со «Спитфайром» было бы затруднительно, — напомнил штаб-сержант.
— Ну, это ранний период творчества, — хмыкнул Гастингс, — причуды гения.
— Не то чтобы причуды, — возразил американец. — Он занимался амфибиями и летающими лодками довольно долго. В восемнадцатом появилась первая, в двадцать втором она, уже с новым двигателем и под гордым именем «Морской лев» выиграла гонку за кубок Шнейдера… Потом настал черед самолета, который назывался «Чайка» — «Сигал».
— Это маленькая амфибия с деревянным фюзеляжем, бипланчик? — припомнил Гастигс. — Да, была такая штука. Но это же несерьезно. «Супермарин» изготовил шесть экземпляров в двадцать пятом году для австралийцев, и те использовали свою «Чайку» в геологии и топографии.
— Но в перспективе-то имелась идея оснастить «Сигалами» боевые корабли австралийского флота! — Билл Хопкинс поднял палец, словно собирался раскрыть какую-то тайну. — Творения Митчелла не были для этого приспособлены: во-первых, они были достаточно хрупкими, во-вторых, у них не было оборудования для катапультного старта. Пришлось переделывать самолет и создавать модификацию Mk.V — усиленный планер, изменение положения двигателя: воздушный винт стал толкающим, а был тянущим. В тридцать третьем этот самолет полетел в первый раз.
Гастингс вздохнул:
— Летчик-испытатель фирмы Мэтт Саммерс самолетик этот похвалил, разве что конструкция шасси немного подвела, и при рулении по земле «Сигал» плоховато управлялся. В общем, буквально через несколько дней после первого полета, 26 июня самолет показали общественности на аэрошоу Общества британских авиаконструкторов в Хендоне. Саммерс показал все, на что способна маленькая амфибия, выполнил «мертвую петлю»…— Публика в восторге, — подхватил Билл Хопкинс. — После показательных выступлений самолет продолжили испытывать и изучать и, кажется, слишком увлеклись этим делом, потому что австралийцы начали проявлять нетерпение. Вроде как: сколько можно таскать наш самолет из одного испытательного центра в другой? Дайте и нам полетать! Особенно их интересовали возможности самолета по катапультному старту.
— Этот вопрос изучался уже в январе следующего, тридцать четвертого года, — добавил Гастингс. — В Фарнборо выполнили несколько полетов с катапульты. Потом изучали поведение самолета на воде. Всем всё нравилось: маленький летательный аппарат нормально чувствовал себя даже при значительном волнении водной поверхности. Что-то переделывали, вылизывали, поправляли — в общем, искали совершенства. Время-то было, война на пятки не наступала, как случилось потом.
— И вот, — Билл Хопкинс мечтательно зажмурился, — в августе тридцать четвертого свершилась очередная сделка века: правительство Австралии заказало двадцать четыре экземпляра. Правительство Великобритании вдруг тоже захотело «Сигал» и прибрало к рукам прототип — этот экземпляр не принадлежал заказчику. Весной тридцать четвертого года моряки Королевского флота получили «Чайку» фирмы «Супермарин», и английские морские летчики по очереди вылетали на прототипе. Видать, нравился им этот самолет.
— Самолет, конечно, им понравился, но даже у творений Митчелла имелись несовершенства, — сказал Уилберфорс Гастингс. — По крайней мере, у ранних. В начале тридцать пятого года произошел, можно сказать, несчастный случай. Правда, никто не пострадал, даже репутация. Но все равно случай неприятный. На борту линкора «Нельсон» «Чайка» отправилась в Вест-Индию. Командир эскадры адмирал Роджер Бэкхаус захотел лично полетать на полюбившемся всем самолетике. И вместе с пилотом лейтенантом Джаго поднялся в небо. При посадке и произошел инцидент. Дело в том, что у «Сигала» не было индикатора положения шасси, а из кабины экипажа шасси не видно. При посадке на воду оказалось, что шасси выпущены. И самолет перевернулся.
— Ужас-ужас, — вздохнул Хопкинс. — Но ведь никто не умер.
— Адмирал и летчик искупались, а самолет отделался легким испугом, — кивнул Уилберфорс Гастингс. — Спустя некоторое время конкретно этот экземпляр все-таки затонул — врезался в противолодочное заграждение. А экипаж опять не пострадал.
— Возвращаемся к щекотливой для англичан теме репутации, — напомнил штаб-сержант.
— С репутацией, как я и говорил, все в порядке, — кивнул Уилберфорс Гастингс. — В апреле тридцать пятого была заказана небольшая партия из двенадцати экземпляров. Индикаторы выпуска-уборки шасси были установлены. Заодно появилось новое название — теперь самолет стал не «Чайкой», а «Моржом» — «Вальрусом», или «Уолрэсом», кто как произносит.
— В Техасе это произнесли бы… — начал было американец, но Гастингс, сморщившись, махнул рукой:
— Я вас умоляю, дружище! Только не техасское произношение!.. Кстати, Митчелл — не только гений, но и трудяга, — в октябре того же тридцать пятого, перед началом работ, посетил Адмиралтейство и поговорил с моряками. Высота самолетных ангаров для новых боевых кораблей рассчитывалась в соответствии с межпалубным расстоянием на новых авианосцах.
— А какое там было межпалубное расстояние? — поинтересовался американец.— Точно не помню… Я же не моряк… Около шести метров, чуть меньше, может быть, — пожал плечами Гастингс. — Далее, размах крыла «Вальруса» — изначально четырнадцать метров — следовало уменьшить. Для длительных полетов желателен автопилот. Увеличить размеры остекления кабины штурмана. Серьезным было требование усилить прочность конструкции. И так далее. Митчелл все это учитывал.
— И когда полетел очередной усовершенствованный экземпляр бывшей «Чайки», ныне «Моржа»? — поинтересовался штаб-сержант.
— Восемнадцатого марта тридцать шестого, — ответил Гастингс. — Это был полет первого серийного «Вальруса», пилотировал Джордж Пикеринг, и все было просто здорово. От «Сигала» «Вальрус» отличался дополнительной парой межкрыльевых стоек рядом с мотогондолой и складывающимися назад крыльями. Внешне их, таким образом, различить можно.
— Вряд ли возникнет такая необходимость, учитывая, какими маленькими сериями выпускались «Сигалы», — заметил Билл Хопкинс.
— Ну, гипотетическая вероятность все же имеется, — отозвался флайт-лейтенант. — До наших дней сохранился один «Сигал» Mk.V — в музее в Йеовилтоне, и один «Вальрус» в знаменитом музее Королевских ВВС в Хендоне. Так что посмотреть на них вы сможете. При большом желании.
— Гм, — выдал Хопкинс. — Ну даже не знаю…
— А между тем именно «Вальрус» стал первым самолетом RAF с полностью закрытой кабиной для экипажа из четырех человек, — задумчиво произнес флайт-лейтенант. — Цельнометаллический фюзеляж… Двигатель «Бристоль Пегас» — девятицилиндровая «звезда» воздушного охлаждения мощностью в семьсот пятьдесят лошадиных сил…
— И много их построили? — спросил Хопкинс.
— Я понимаю, для вас, американцев, если партия самолетов меньше тысячи — то это не партия, а так, мелочь, — фыркнул Гастингс. — Но все-таки поверьте, их построили немало. Сначала восемь, потом двадцать восемь, потом сто шестьдесят восемь… Наконец фирма «Супермарин» передала оснастку для постройки «Вальрусов» компании «Сондерс-Ро», потому что тогда уже была занята «Спитфайрами». «Сондерс-Ро» на своем заводе на острове Уайт выпустила около пятисот экземпляров, из них примерно двести были с деревянным фюзеляжем — собственная разработка тамошних инженеров. В Британии к тому времени уже не хватало дюраля…
— Я понимаю, у вас, англичан, трепетное отношение ко всему, что делал Митчелл, — вздохнул американец, — но вообще-то английские военные представляли себе, для чего им эта амфибия?
— То есть как — «для чего амфибия»? — изумился такой постановке вопроса флайт-лейтенант. — Да это же был универсальный самолет! Разведка! Поиск и уничтожение подводных лодок противника! Поисково-спасательные операции! «Вальрус» мог брать бомбочки, обычные или глубинные. Под нижним крылом у него имелись две пары бомбодержателей: на внутренние подвешивали стокилограммовые, на внешние — сорокапятикилограммовые. Плюс пара пулеметов. С таким самолетом шутки плохи, по крайней мере, в начале войны. На первое сентября тридцать девятого года «Вальрусы» базировались на трех десятках линкоров в самых разных точках планеты — в Вест-Индии, Новой Зеландии, на Дальнем Востоке, на Мальте ну и в Великобритании, конечно… Можно вспомнить, как «Вальрусы» героически гонялись за «Адмиралом Графом Шпее»…
— Одно из любимых развлечений английского флота и морской авиации, — хмыкнул американский штаб-сержант. — «Найди Адмирала Графа Шпее»…
— Вы смеетесь, — упрекнул его флайт-сержант, — а между тем одну амфибию немцы уничтожили и две получили серьезные повреждения. Это были по-настоящему храбрые и надежные боевые самолеты.
— Знаете, дружище, — заметил Хопкинс, — я отдаю должное героизму летчиков, но все-таки «Вальрус» — машина тихоходная, вооружена крайне слабо…— А вот не надо недооценивать «небесный тихоход», — сказал Гастингс. — Вот вам пример. В мае сорокового года «Вальрусы» на палубе авианосцев «Глориес», «Глазго», «Саутгемптон», «Саффолк» отправились к берегам Норвегии. И вот однажды пара «Вальрусов» с «Саффолка» вылетела бомбить аэродром в Ставангере. Заранее было понятно, что на крейсер вернуться эти самолеты уже не смогут, поскольку им придется отбиваться от атак немецких «коллег». Чтобы самолет стал легче и быстрее, с обоих «Вальрусов» сняли колесное шасси, а экипажи получили приказ: после бомбежки добираться до Шотландии. И что же? Успешно отбомбившись, бипланы Митчелла провели в воздухе пять часов и с пустыми баками приводнились в гавани Абердина. А вы говорите — «небесный тихоход»!
— Это вы говорите, — справедливости ради указал Хопкинс.
— Другая важная часть истории «Вальрусов» — спасательные работы во время эвакуации Дюнкерка, — продолжал Гастингс. — Так что самолет этот вписал славные страницы в историю английской авиации. До сорок второго года они успешно воевали над морем.
— А когда их закончили выпускать?
— В июле сорок третьего, — ответил Гастингс. — В это время все катапульты с английских кораблей были демонтированы. Однако «Вальрусы» оставались в строю как самолеты поиково-спасательной службы. Обычно что происходило? Вылетали большие тяжелые бомбардировщики — сокрушать военно-промышленную мощь Германии. Экипаж такой машины — шесть, а то и десять человек. Если какую-нибудь «Летающую крепость» собьют над морем, кто-то из летчиков может остаться в живых и упасть в море. Вот тут-то и приходят на помощь «Моржи» — ведь эти бипланы способны действовать в плохих погодных условиях, при сильной волне. Они спасли больше тысячи человек. А действовали они по всему миру, между прочим…
— Я все-таки хочу уточнить, насколько массовым был этот самолет, — сказал Билл Хопкинс.
— Семьсот семьдесят экземпляров, — ответил Гастингс. — И как я уже говорил, два из них сохранились в музеях.
© А. Мартьянов. 01.02. 2014.