— Капитан Хирата! Рад вас видеть! — Билл Хопкинс дружески пожал руку японскому летчику. — Куда вы пропали?
— Изучаю американские самолеты, — сообщил Хирата. — Много любопытного, знаете ли.
— Да уж знаю, — засмеялся американский штаб-сержант. — И кто ваш последний фаворит?
— Фаворит? — Хирата удивленно поднял брови. — Я стараюсь ко всем относиться справедливо, истинный воин обязан быть беспристрастным… Сейчас, впрочем, мой особый интерес вызвал самолет Р-43 Lancer фирмы «Рипаблик».
— А что в нем особенного? — поинтересовался Хопкинс. — Кажется, это истребитель, и довольно быстрый, но созданный в неудачное время.
— Вы абсолютно правы. В самой фирме в это время происходила некая смутно упоминаемая источниками возня, похожая на интриги при дворе сёгуна, — проговорил Хирата. — Началось с финансовых затруднений компании «Seversky»; затем в тридцать восьмом сам Александр Северский — русский, но принципиальный противник Советского Союза, — отправился в длительное деловое турне в Европу. Тем временем, пользуясь его отсутствием, совет директоров отстранил его от управления. Компания была преобразована в фирму «Рипаблик». Ее руководителем и главным конструктором стал еще один выходец из России — Александр Картвели.
— Вообще-то из Грузии, — поправил Билл Хопкинс. — Мне знакомо это имя.
— Разве? Я всегда полагал, что Грузия это часть России. Но продолжим. И вот эта-то фирма, «Рипаблик», работала над заказом для армии США. Так появилось название Lancer, — продолжал Хирата. — Проект получал разные цифровые коды, но конечный результат именовался «Рипаблик» Р-43 Lancer, поэтому для ясности будем говорить об Р-43. И что любопытно: едва он сошел с конвейера, как мгновенно был признан устаревшим.
— Так год-то какой? — резонно заметил Билл Хопкинс. — Сороковой, да? События мчались галопом, требования к самолетам менялись ежечасно, не говоря уж о том, что то и дело появлялись свежие стратегические и тактические соображения у командования.
— Иногда пишут, что этот самолет никогда не участвовал в боевых действиях, но это не так, — задумчиво продолжал капитан Хирата. Видно было, что предмет его действительно занимал. — Неугомонный Клэр Ченнолт, американский военный советник в Китае, — в сороковом году пробивал у себя на родине вполне здравую идею атаковать Японию с китайской территории. Ему требовались «всего-навсего» авиабазы в Китае, чтобы разместить там американские бомбардировщики примерно так сто пятьдесят, и истребители — штук эдак триста. Сущая мелочь, верно? Кроме того, он хотел завербовать некоторое количество опытных американских летчиков, которые служили бы примером, учителями и командирами для китайцев.
— Погодите-ка, вы не о группе «Летающие тигры» говорите? — вступил Билл Хопкинс.
Хирата кивнул:
— Именно. Так вот, в числе истребителей, которые затребовал Ченнолт, был как раз «Рипаблик» Р-43... Энергии этого человека можно только позавидовать. Он был и не слишком молод, и не вполне здоров, но носился как метеор, ругался, требовал, интриговал, добивался.
— Интересно, — произнес Билл Хопкинс, — что его заставляло? Неужто он так болел душой за Китай?
— А вам не кажется, — медленно проговорил японский офицер, — что он просто обладал обостренным желанием участвовать в значимом историческом событии, более того — создать такое событие? Кроме того, он, полагаю, был патриотом своей страны.
— Вы так восхищенно о нем говорите! — изумился Билл. — А ведь он, по сути, был злейшим врагом Японии.
— Найти достойного врага — довольно сложная задача, — спокойным тоном откликнулся японец. — Ченнолт, кстати, откровенно признавал: он страдал от того, что в Японии каждый год появлялся новый, все более совершенный истребитель. Может быть, даже завидовал, — прибавил капитан. — А противопоставить этому американцам, собственно, было нечего. Слишком большая страна, слишком большая инерция. Кроме того, война бушевала за океаном. Американцы не ощущали на себе ее огненного дыхания и многие надеялись пересидеть катастрофу за закрытыми дверями. И все-таки Ченнолту удалось создать американскую добровольческую группу летчиков-истребителей и заставить Китай разместить заказы на самолеты «Рипаблик» Р-43.
— Мне кажется, в какой-то мере вы несправедливы к Америке, господин Хирата, — не выдержал штаб-сержант. — Почти все боевые самолеты, которые выпускались в США в начале войны, предназначались для сражающейся Англии.
Хирата пожал плечами:
— Так или иначе, некоторое количество Р-43 отправилось в Китай. Вообще история сражений американской добровольческой группы в изложении Ченнолта — увлекательный роман.
— Вы ему верите? — поинтересовался Билл.
— Все военные так или иначе привирают, — ответил Хирата. — Не бывает абсолютно честных мемуаров. Каждому хочется преувеличить трудности, которые пришлось одолеть, чтобы завоевать победу. Так или иначе, у Ченнолта имелось некоторое количество самолетов Р-43. Он называет их последним довоенным вариантом «Тандерболта».
— А кстати, сколько их всего выпустили? — прищурился Билл.
— Насколько мне известно, в июне сорок первого на фирме «Рипаблик» был размещен заказ на сто двадцать пять Р-43. В рамках договора о Ленд-лизе их-то и планировали поставить китайским ВВС, — ответил Хирата. — Р-43 для Китая немного отличались от американских: в частности, все четыре пулемета «Браунинг» калибра 12,7 миллиметров устанавливались попарно в крыльях.
— Американский вариант, кажется, предусматривал два крупнокалиберных пулемета в носовой части для синхронизированной стрельбы через диск воздушного винта, и два пулемета калибра 7,7 миллиметра стояли в крыле, — заметил Хопкинс.
— Точно, — кивнул Хирата. — Так что «китайский» самолет, в отличие от американского коллеги, явно готовился к серьезным схваткам в небе, не находите? Кроме того, на этом варианте Р-43 ввели бронирование кабины пилота и протектированные топливные баки. Этой защиты было недостаточно, но все-таки лучше, чем ничего. Ну и наконец появилась возможность подвески дополнительного топливного бака или девяностокилограммовой бомбы. То есть, опять же…
— Я понял вашу мысль, — подхватил Хопкинс. — Но, полагаю, Клэру Ченнолту этих усовершенствований показалось недостаточно.
— В любом случае из ста двадцати пяти самолетов сто восемь были готовы в марте сорок второго, и их передали Китаю как раз через группу ченнолтовских добровольцев — «летающих тигров», — продолжал Хирата. — Некоторые из этих добровольцев перегоняли недавно прибывшие Р-43 новым владельцам. И тут произошел забавный эпизод: дело в том, что самолет очень понравился самим американским летчикам.
— Ну так а что? — насупился Билл Хопкинс.
— Им стало жалко отдавать эти самолеты китайцам, — усмехнулся капитан Хирата. — Представляете? Они сравнивали его с «Томахауком» не в пользу последнего. Небольшой, бочкообразный Р-43 был послушным в управлении, имел большую скорость переворота через крыло. Но главная «фишка» этого самолета представляла собой…
— Погодите, угадаю, — перебил штаб-сержант. — Двигатель.
Японец поднял бровь:
— Как вы угадали?
— У каждого человека есть своя страсть, — просто ответил американец. — Моя — двигатели. Нет такого двигателя, в котором я бы не покопался. На Р-43 был установлен звездообразный двигатель воздушного охлаждения. Вообще, насколько я помню, Р-43 стал первым истребителем, в котором сочетался такой двигатель и турбонагнетатель…
— И поэтому, — кивнул Хирата, — самолет был куда надежнее того же «Кертисса» Р-40, который мог быть сбит одной-единственной пулей, попавшей в систему жидкостного охлаждения двигателя, причем в любую ее часть. А вот звездообразный двигатель Р-43 мог выдерживать даже значительные повреждения.
— И в результате?.. — поинтересовался Хопкинс.
— В результате «тигры» обратились к своему командиру, Клэру Ченнолту, с просьбой оставить им хотя бы несколько Р-43, параллельно с «Томахауками». Кстати, — добавил Хирата, — справедливости ради заметим, что Р-43 могли выходить из зоны боя с набором высоты и оказываться гораздо выше наших самолетов. «Томахауки» так не умели. Ну или почти никогда не умели — опытный пилот способен творить чудеса на любом самолете... Однако Ченнолт просьбу своих людей отклонил: защита Р-43 оставалась недостаточной. Имелись и другие недостатки — ненадежная работа турбонагнетателя, протечки крыльевых топливных баков («мокрое крыло»). Ченнолт же не мог себе позволить терять американских летчиков.
— Да, обычно подобные происшествия не пользуются в Америке популярностью, — кивнул Хопкинс. — Особенно если американские парни сложили голову на чужбине, за океаном.
— Словом, Ченнолт оставался непреклонен: только «Томахауки». А на Р-43 пусть летают китайцы, — заключил капитан Хирата. — Но, конечно, самолетов этих участвовало в сражениях достаточно мало… Кстати, имелись потери и во время перегона самолетов, и потери существенные: до двух третей.
Билл Хопкинс присвистнул:
— Ничего себе!
— Тут и неопытные пилоты, и просто обстоятельства. Кстати, — добавил Хирата, — есть предположение, что с некоторых сняли двигатели, чтобы восстановить поломанные транспортники, которые доставляли в Китай разные необходимые грузы…
— Ну так что же, в конце концов, какова боевая биография этого самолета? — не выдержал Билл Хопкинс.
— В октябре сорок второго Р-43 сбил японский самолет-разведчик над Наньчангом, — сообщил капитан Хирата. — Но вообще они использовались с августа того же года — сопровождали бомбардировщики, вели разведку. На этих самолетах было установлено новейшее фотооборудование, кстати. К февралю сорок третьего боеспособными оставались восемнадцать китайских Р-43. Пик действий китайских летчиков пришелся на август сорок третьего, хотя американцы совершили свои последние вылеты в июле… Японские эксперты довольно быстро нашли слабые места этого самолета.
— Не сомневаюсь, — вздохнул Билл Хопкинс.
— Достойный враг счел бы бесчестьем, если бы мы не попытались уничтожить его, — невозмутимо отозвался Хирата. — Мы установили, что топливные баки Р-43 наиболее уязвимы. Собственно, по ним и били. К сожалению, общее количество этих самолетов было невелико, они довольно редко принимали участие в воздушных боях. Иначе мы, конечно же, изучили бы их лучше.
— Насколько я могу припомнить, в Америке этот самолет использовался исключительно для подготовки летчиков, причем ограниченное время — осенью сорок второго, — сказал Билл Хопкинс. — Оставшиеся сто пятьдесят экземпляров Р-43 переделали для фоторазведки. Кстати, несколько штук передали в Австралию. Есть такая добрая традиция — сплавлять «антиподам» всякий хлам… Австралийцы разбили два из восьми самолетов в авариях, а оставшиеся потом вернули «старшему брату».
— Говорят, это типично австралийская история, — хмыкнул Хирата. — Забавный вы народ, англосаксы.
© А. Мартьянов. 18.10. 2013.