— Вот ведь пакость! — вахмистр Вольф в сердцах пнул переднее шасси Me.262. — Ну как, как прикажете летать на этом гробу с реактивными двигателями?
— А ты не летай, — посоветовал развалившийся на солнышке Горыныч. Змей устроился возле стенки ангара и откровенно бездельничал, при этом не забывая вступать в привычные перепалки с летным персоналом, давая советы и комментируя действия пилотов. — Возьми что-нибудь попроще, третий уровень. Садись стрелком на Fw.57, к господину майору...
— Отставить господина майора, — вахмистр аж вздрогнул. — Летать с нашим Карлсоном? Увольте.
— Так-так, непочтительно отзываешься о начальстве? — послышался за спиной ехидный голос. Вася объявился, младший лейтенант только закончил очередной вылет на Эль-Халлуф, привез четыре скальпа и солидную сумму в серебре. — Что на этот раз стряслось?
— Криворукость стряслась, — невинным тоном сказал Горыныч. — А герр вахмистр этот очевидный факт публично отрицает.
— До чего же ты вредное создание, — вздохнул Вольф. — Слова доброго не услышишь... Если господин лейтенант позволит мне озвучить свое мнение, то скажу, что ранняя реактивная авиация в наших условиях мало актуальна. Полигоны небольшие, не развернешься...
— Временные недостатки, — возразил Василий, пожав плечами. — Ждем введения новых масштабных карт.
— Излишне большие скорости, — продолжал гнуть свое вахмистр. — После поршневой авиации очень трудно переучиваться. Кроме того, значительную роль играет несовершенство самих машин.
— По последнему пункту согласен, — кивнул Вася. — Между прочим, советские летчики-испытатели в 1945 году столкнулись с теми же проблемами, что и немецкие специалисты — трофейные Me.262 на больших скоростях выдавали крайне неприятные сюрпризы. Допустим, при попытке достичь максимальной скорости 870 километров в час самолет вошел в неконтролируемое пикирование, на счастье для пилота это происходило на высоте одиннадцати километров и ему с большим трудом удалось спасти машину — кстати, за испытание принципиально новой техники летчик-инженер Андрей Кочетков потом получил Звезду Героя, совершив на реактивном «Мессершмитте» восемнадцать полетов...
— Ключевые слова — «принципиально новая техника», — мрачно сказал Вольф. — Вы бы знали, сколько хлопот доставили эти аппараты при проектировании и первых полетах! Совершенно необъяснимым образом ломались лопатки компрессора двигателя — почему, так никто никогда и не понял. Из-за низкой посадки хвоста прототипа при отрыве не действовали рули высоты — так называемое «затенение рулей». Колебания оперения на больших скоростях, а следовательно неустойчивость на курсе! Во время тестовых полетов в 1943 году было достаточно убрать газ и двигатели глохли — воздушный поток тормозил вращение турбины, что и приводило к остановке двигателя...
— Обычные «детские болезни», — заметил Вася. — Вспомним хотя бы «Пантеру»: очень хороший танк, споров нет. Но довели его до ума и избавились от механической ненадежности только к концу 1944 года, когда для Третьего Рейха все уже было кончено. «Пантера» не опередила свое время, а скорее запоздала. Она должна была появиться в предвоенный период, и все фатальные недостатки должны были быть устранены еще перед войной, а не в критический для Германии момент.
— Сравнил круглое с мягким, — проворчал Горыныч. — Танки к тому времени делали уже почти двадцать лет, большой опыт! Поставил на «Пантеру» банальный «Майбах» и езжай себе... А реактивная авиация — это уже настоящая техническая революция!
— Снова согласен, — подтвердил младший лейтенант. — При всех недоработках Me.262 показал себя на Восточном фронте крайне опасным противником — командование советских ВВС даже издало в марте 1945 года приказ открывать огонь по реактивным машинам с расстояния в шестьсот метров, при фактически нулевых шансах попадания... Союзники тем временем пытались перехватить их рядом с аэродромами базирования, а не на высоте. Результаты не впечатляли: во-первых аэродромы прикрывались мощными зенитными батареями и эскадрильями Bf.109, во-вторых командование Люфтваффе использовало в качестве взлетных полос автобаны, а при посадке Me.262 сразу прятали в лесах по окраинам автострад — обнаружить такую стоянку с воздуха практически невозможно...
— Кстати, по поводу эффективности самолета я бы тоже поспорил, — добавил Вольф. — Давайте посчитаем: всего в серию пошло тысяча девятьсот машин, из них шестьсот с небольшим были уничтожены или повреждены до поступления в войска, всего ВВС были переданы тысяча четыреста тридцать три Me.262. По статистике они сбили только лишь полторы сотни самолетов противника всех типов, при собственных потерях в сто машин. А эффективность скоростных бомбардировщиков данного типа фактически нулевая — в боевых сводках Люфтваффе, по крайней мере, об их подвигах ни разу не упоминалось... Вот и судите сами.
— М-да, — покачал головой Василий. — И каковы причины?
— Криворукость, как и было сказано кое-кем из присутствующих, — улыбнулся вахмистр, покосившись на Горыныча. Змей сделал вид, будто ничего не слышит. — То есть, неподготовленность основной массы пилотов — конец войны, значительную часть личного состава выбило, новички не справлялись. И как второстепенный фактор недостаточная надежность двигателей «Jumo-004» и их низкой боевая живучесть, плюс катастрофическое положение со снабжением боевых частей.
— Зато был дан старт новой эпохе, — держался своей версии дракон. — Чехословаки начали делать свой Avia CS-92, копию «двести шестьдесят второго». В Советском Союзе построили аналог Су-9, причем оснащенный помянутыми трофейными двигателями «Jumo-004». У англичан тоже был очень похожий аппарат, «Глостер Метеор», единственный реактивный самолет союзников, успевший принять участие во Второй мировой. К маю 1945 года успели произвести двести десять «Метеоров», однако существенного влияния на ход войны они не оказали — техника считалась особо секретной, поэтому летчикам было категорически запрещено перелетать за линию фронта, чтобы не попасть в руки немцев при аварии...
— Интересно, откуда ты все это знаешь? — поинтересовался Вася.
— Потому что в отличие от вас, я еще и книжки читаю, — высокомерно сказал Горыныч. — Библиотека на нашей базе богатая, рекомендую заглядывать хотя бы по воскресеньям.
— Погоди, погоди! Книжки — они маленькие, а ты вон какой здоровый!
— Аудио-формат, — не смутился Горыныч. — Попросил библиотекаршу поставить диск, улегся под окном и слушай себе...
© А. Мартьянов. 04.05. 2012.
Обсудить сказку можно здесь.