— Такое впечатление, что итальянцы могли летать хоть на гробах, лишь бы те были отечественного производства, — заметил Франсуа Ларош. — Вот это, скажу я вам, патриотизм!
Билл Хопкинс хлопнул его по плечу:
— Что, камрад, вас тоже усадили на итальянский самолетик?
— Я добровольно, — ответил Франсуа. — В рамках закрытого теста. И соглашусь с японцами и китайцами, которые от итальянских машин отказывались, что называется, всеми руками и ногами. Это не самолет, а летающий ужас.
— Ужас, летящий на крыльях ночи! — радостно подхватил товарищ младший лейтенант Вася. — А я что говорил?
— Что бы вы, камрад Вася, ни утверждали, но «Бреда» Ba.65 — это самолет-убийца, — ответил Ларош с очень серьезным лицом. — И убивает он в первую очередь не вражеских летчиков, а своих собственных.
— Между прочим, — вступил Билл Хопкинс, — напрасно вы, друзья мои, утверждаете, что итальянский патриотизм простирался слишком далеко за грань здравого смысла. Ba.65 не любили даже итальянские летчики.
— Ну ничего себе, — пробормотал Ларош.
— Как и англичане, итальянцы постоянно пытались создать самолет, который был бы, что называется, «одной прислугой за все», — продолжал Хопкинс. — У итальянцев это дивным образом несколько раз получалось. Вообще идея исходила от полковника Амедео Мечоцци. Полковник был авиатором и, полагаю, мыслителем.
— Римским мечтателем, — вставил Вася, но Хопкинс отмахнулся от этой реплики как от несущественной:
— Именно Мечоцци разработал концепцию штурмовика, способного наносить удары по вражеским целям на расстоянии до трехсот километров от линии фронта. Это, в общем, даже не самолет поля боя, а летающий каратель.
— Звучит зловеще, — хмыкнул Вася.
Американец пожал плечами:
— Сама по себе идея, кстати, здравая. Самолет предполагалось сделать хорошо вооруженным, быстрым и желательно маневренным, чтобы он мог уйти от вражеских истребителей.
— То есть, штурмовик, действующий без истребительного прикрытия, — уточнил товарищ младший лейтенант.
— Именно, — кивнул Хопкинс. — Создать такой самолет попробовали на двух фирмах — «Капрони» и «Бреда». У «Капрони» не получилось и они сразу бросили эту затею, а на «Бреде» продолжили. Конструкторы Антонио Парано и Джузеппе Панцери вплотную занялись разработкой такого самолета. Начали, естественно, с двигателя и выбрали французский.
— Французский двигатель не сделал Ba.65 более близким моей душе, — вставил Франсуа Ларош.
— Ничего не поделаешь... — Хопкинс вздохнул. — Это был четырнадцатицилиндровый «Гном-Рон» мощностью в восемьсот восемьдесят лошадиных сил. В сентябре тридцать пятого пилот-испытатель «Бреды» Амброджио Коломбо поднял самолет в воздух, а в конце октября его уже передали военным.
— Итальянцы, кстати, никогда не тянули резину, — заметил Вася. — Я не устаю поражаться скорости, с которой они принимали решения. Японцы, не в обиду капитану Хирате будь сказано, вокруг каждого самолета разводили жуткие интриги, у наших тоже дело периодически зависало на переделках... Немцы... но не будем о немцах. А итальянцы — раз-два — и в серию!
— Только вот оправдывалась эта стремительность далеко не всегда, — заметил Хопкинс. — Сначала вояки пришли от Ba.65 в полный восторг: бомбер выдавал скорость свыше четырехсот километров в час! Поэтому даже обсуждался вопрос: а не использовать ли нам такое сокровище в качестве истребителя? Следите за мыслью: итальянцы действительно любили универсальность. Возможно, на их менталитет оказал сильное влияние Леонардо да Винчи.
— Можете не иронизировать, сэр, — сказал Вася. — Лучше переходите к той части истории, когда соколы Муссолини испытали сильное разочарование в новом самолете.
— Соколы как раз никакого разочарования не испытали, — возразил штаб-сержант, — а вот рядовые летчики — да. Сначала определили возможности Ba.65. Показательный бой с бипланом «Фиат» C.R.32 позволил сделать вполне предсказуемый вывод: «Бреда» превосходит «Фиат» в скорости, но чудес на виражах показать не в состоянии — тут биплан однозначно выигрывает. Поэтому вполне логично было решено, что Ba.65 станет перехватчиком скоростных неманевренных целей.
— То есть, вражеских бомбардировщиков, — кивнул Вася. — А еще конкретнее — советских СБ в небе над Испанией. Я просто кожей чувствую, как мы ступаем на знакомую почву.
— Да, — подтвердил Хопкинс, — и вот тут, Вася, мы возвращаемся к «соколам» и рядовым пилотам. Ba.65 может быть хорош только в руках опытного летчика, фактически — виртуоза. Обычные строевые пилоты на этой машине бьются только так. Комиссии расследовали аварию за аварией, и вывод всегда был один и тот же: самолет очень плохо управляем. Ну, — он обвел глазами собеседников, — как поступили бы французы, русские, немцы, американцы?
— Русские бы стали дорабатывать самолет, попутно наказав виновных в сдаче в серию «сырой» машины, — сказал Вася. — Немцы, пожалуй, тоже... Американцы, наверное, заменили бы машину.
— А вот итальянцы прислали в строевые части опытных пилотов, которые должны были обучить «желторотиков» правильному и безопасному пилотированию Ba.65, — сказал Хопкинс. — Вообще-то поговаривают, что и пилоты были «хороши»: молодые, самоуверенные, каждый считал себя готовым «соколом», а на «стариков»-инструкторов посматривал свысока.
— Знаете, друзья мои, что я думаю? — вступил Франсуа Ларош, — Я думаю, когда самолет по-настоящему хороший, все друг другом довольны: летчики — конструктором, конструктор — летчиками. А когда самолет неудачный, вот тогда сразу начинаются поиски виноватых.
Вася и Билл Хопкинс уставились на француза с совершенно одинаковым выражением лица.
Франсуа немного смутился:
— Что?..
— Просто вы говорите очевидные вещи, — вздохнул Билл Хопкинс как человек более деликатный, в то время как Вася прыснул и отвернулся. — Разумеется, это именно так. Но вообще летчикам на Ba.65 повезло в том смысле, что экземпляров этого самолета-«аварии» выпустили не так уж много...
— А разве Ba.65 не участвовали в маневрах 8 мая 1938 года? — сказал Вася. — Кстати, весьма знаменательная дата... Мог ли думать Гитлер, приезжая в Италию, что будет значить 8 мая для истории Европы? Ну то есть, 9 мая, конечно.
— Для кого как, — сказал Ларош. — Кто-то отмечает День Победы восьмого. Но вообще-то да, ирония судьбы. Итальянцы любили потрясти перед своим германским союзником техникой и регалиями. Поэтому показали все, что могли. В том числе восемнадцать Ba.65. Впечатляющая демонстрация штурмового налета с применением стрелкового оружия и малокалиберных бомб. В том числе одну «Бреду» запустили с полной бомбовой нагрузкой — триста двадцать килограммов.
— Это не тот случай, когда едва не вышел «эль скандал при посторонних»? — спросил Вася. — Когда пилот чуть ли не при Гитлере открыто заявил, что на «Бреде» невозможно летать?
— Именно, — кивнул Ларош. — Подполковник Савариньо счел, что триста двадцать килограммов бомб для такого плохо управляемого самолета, как Ba.65, — слишком много. Так что бомбовую нагрузку снизили. До конца тридцать восьмого года в катастрофах на «Бреде» погибло восемь пилотов. В общем, летать на Ba.65 временно перестали.
— Почему же мы встречаем этот самолет в Испании? — осведомился Вася.
— В Испании у этой машины нашлось занятие — охотиться на СБ и сбивать их, — ответил Хопкинс. — Мы это уже проходили. Под командованием капитана Десидерио — несомненно, пафосного итальянца, — эскадрилья, вооруженная тринадцатью Ba.65, отправилась на фронт в район города Сантандер. Сначала пытались использовать «Бреды» в качестве перехватчиков. Но тут на первый план выступил такой недостаток самолета, как малая скороподъемность. Пока перехватчики взлетят, цель уже смоется. Выход нашли: организовали постоянное дежурство в воздухе.
— Э... — подал голос Франсуа Ларош. — Это как? На большой высоте, в кабинах без обогрева, без кислородных масок?
— Точно так, камрад, — отозвался американец. — В результате экипажи валились с ног, а результаты оказались мизерными. Достоверно известен один сбитый в результате такого дежурства СБ... Позднее Ba.65 участвовали в знаменитой битве за Теруэль.
— Все испанские сражения так или иначе знамениты, — подал реплику Вася.
— В общем, да, — согласился Хопкинс. — Но для Ba.65 это, наверное, лучшее воспоминание. Если самолет как таковой может иметь воспоминания... Командиром эскадрильи стал капитан Дуилио Фаналли, храбрец и задира. Впоследствии он будет сражаться с англичанами в Ливии в сороковом году.
— Это многое объясняет, — вставил Франсуа Ларош с таким серьезным видом, что друзья поневоле рассмеялись.
— Хватит вам уже язвить, мсье Ларош! — воскликнул американец. — Да, самолет жуткий. Но и у него были свои звездные часы. Под Теруэлем, например. Экипажи штурмовиков «Бреда» действовали очень агрессивно, наносили прицельные удары по объектам возле линии фронта. И летали с одним только пилотом. Хотя самолет двухместный и, помимо летчика, там предполагается стрелок-наблюдатель.
— А бомбы? — спросил Вася.
— Пилоты «Бреды» отказались от размещения крупнокалиберных бомб на внутренней подвеске, — сказал Хопкинс, — потому что это им не давало использовать самолет как пикировщик.
— О боже, еще и пикировщик! — воскликнул Вася в комическом ужасе. — Правда, не самолет, а Леонардо да Винчи. Универсал.
— Кто теперь язвит? — вставил Ларош.
Американец продолжал:
— «Бреды» несли две стокилограммовые бомбы на подкрыльевых держателях. Это добро они и сбрасывали с пикирования. Другой вариант — двухкилограммовый осколочный «горох». Сыпали его при выходе из пике при наборе высоты.
— Звучит эффективно, — признал Вася.
— И все равно самолет был ненадежный, — сказал Хопкинс. — Вот цифры. В Испании воевали двадцать три «Бреды». «В живых» осталось одиннадцать, Муссолини подарил их своему соратнику Франко. Боевые потери составили только три Ba.65. Остальные разбились в авариях. Выводы можно делать, как говорится, самостоятельно.
— И на этом все? — недоверчиво спросил Вася.
— Итальянцы «добили» свои «Бреды» в Ливии в сороковом году, — ответил Билл Хопкинс. — И на этом — да, все. Ba.65 в основном завершили свою карьеру.
© А. Мартьянов. 06.07. 2013.
Обсудить сказку можно здесь.