— Все равно не понимаю, как можно было взять эмблемой гремлина, — сказал Билл Хопкинс. — У меня в голове это не укладывается. Дракон — понимаю, орел — понимаю, даже старый монтаньяр с трубкой в зубах — понимаю... Но богопротивное существо, которое только тем и занимается, что втихаря портит самолеты!..
— Вы все-таки суеверны, — упрекнула его Брунгильда Шнапс. — Хотя, возможно, женщины-пилоты из службы перегона самолетов, о которых я рассказывала, тоже были по-своему суеверны, избирая себе такую эмблему. Может быть, они рассчитывали приручить хитрую, озорную и коварную девушку-гремлина Фифинеллу.
— Кстати, — вмешался Вася, — я ничего не знаю о Фифинелле. Хотя с деятельностью гремлинов знакомы, вероятно, все, кто бывал на сервере.
— Это особенные гремлины, — засмеялась Брунгильда, — и о них речь сейчас не идет... пусть ими занимаются программисты. А кстати, товарищ младший лейтенант, известно ли вам о существовании особенного русского гремлина?
— Ой, — молвил Вася, делая вид, что напуган. — Неужто имеется такой специальный монстр?
Брунгильда кивнула.
— Был такой писатель Роальд Даль, который написал книжку «Гремлины». Имя для женской версии гремлина — Фифинелла — он взял из истории... конских забегов. В 1916 году была знаменитая кобылка, победительница дерби в Эпсоме, по имени Фифинелла. Вот ее-то имя он и заимствовал. Кстати, именно в том самом году Даль родился... Чем занимается гремлин на самолете?
Она многозначительно подняла палец, словно учительница.
— Пакостит, известно чем, — пробурчал Вася. Он был сражен известием о «специальном русском гремлине».
— Да, точно. Все необъяснимые поломки — их рук дело. Кроме того, они могут в самый ответственный момент пощекотать летчика. Промахи, неточно или раньше времени сброшенные бомбы, ошибки пилотирования... Список может быть долгим. Роальд Даль, бывший пилот Королевских ВВС, написал «Гремлинов» в сорок втором. Это была сказка об опасном боевом полете. Ее издавали в «Космополитэн» по частям, и известно, что сама Элеонора Рузвельт читала ее своим внукам.
— Как мило! — вставил Билл Хопкинс.
Брунгильда хмыкнула:
— А вот Уолт Дисней столкнулся с серьезной проблемой, когда захотел сделать фильм по этой книге. Как сделать шкодных эльфов привлекательными — достаточно привлекательными для того, чтобы они могли стать героями мультфильма? Ведь гремлины уничтожали самолеты союзников!.. Ну да ладно, Фифинелла получилась весьма забавной. Однако серию мультфильмов о Второй мировой снял не Дисней, а «Уорнер Бразерс». Там действует кролик Багз Бани. И один из мультфильмов называется — внимание, Вася! — «Русская рапсодия». И там действуют говорящие с русским акцентом особые «Гремлины из Кремлина», т.е. из Кремля, — «Gremlins from the Kremlin»*, по-английски игра слов более заметна. Они атакуют аэроплан, пилотируемый Адольфом Гитлером!
— Уф! — с облегчением произнес Вася. — Видите, друзья, какие в Советском Союзе гремлины были? Сознательные!
— Это точно! — засмеялся Хопкинс. — Но американские летчицы, похоже, тоже научили своих гремлинов уму-разуму.
— Фифинелла была изображена Диснеем как крылатая фигурка, заходящая на посадку, — продолжала Брунгильда. — На ней летная форма, на шлеме рожки. Девушки из службы перегона самолетов усадили свою гремлиншу верхом на бомбу. И с удовольствием носили эту эмблему на летных куртках. Она же красовалась над воротами аэродрома. Ее можно было видеть на борту некоторых самолетов. Один — «Летающая крепость» B-17G носил личное имя «Фифинелла». Этот самолет разбился 13 августа 1944 года во время бомбежки во Франции. Но Фифинелла тут ни при чем...
Билл Хопкинс с сомнением покачал головой:
— В таких случаях никогда нельзя знать наверняка. А та летчица, которая все это затеяла с женской службой перегона самолетов, — Нэнси Лав...
— О, — оживилась Брунгильда, — Нэнси была абсолютно выдающейся личностью. Ее настоящее имя, точнее, то имя, которое она получила при рождении, было Ханна Линкольн Харкнесс. Она родилась 14 февраля 1914 года в Хьюстоне, штат Мичиган.
Вася принялся прикидывать на пальцах, и Брунгильда засмеялась:
— Ну что такое — упомянешь женщину, и тут же начинают подсчитывать ее возраст! В сороковом году ей было двадцать шесть. Совсем молодая. Эта девочка родилась в богатой семье, ее отец был врачом, а сама она, как и многие ее ровесники, с ранних лет увлеклась авиацией.
— Опять подсчитывать возраст? — тихонько спросил Вася.
— Я и так скажу, — милостиво отозвалась Брунгильда. — Ей было шестнадцать, когда она впервые поднялась в воздух на самолете. Вскоре сдала экзамен и получила летную лицензию. Вообще характер у нее был беспокойный, и она была известна своей склонностью к авантюризму. Например, учась в колледже «Вассар» в Нью-Йорке, она подрабатывала тем, что катала своих товарищей-студентов на самолете. Самолет же арендовала на ближайшем аэродроме.
— А по какой специальности она училась? — поинтересовался Билл Хопкинс.
— Я не уверена, но, кажется, она изучала право, — ответила Брунгильда. — Впрочем, это не имеет большого значения, потому что в тридцать шестом она выскочила замуж за Роберта Лава, майора запаса резервного авиакорпуса. Вместе они организовали в Бостоне собственное авиационное предприятие, которое процветало. Нэнси работала там пилотом, имела лицензию коммерческого летчика, а в тридцать седьмом и тридцать восьмом выполняла работу летчика-испытателя. Проверяла безопасность новых модификаций, например, испытывала трехколесное шасси, которое потом стало стандартным для большинства аэропланов. Известен случай, когда она помогала превратить водонапорную башню в специальный ориентир, помогающий пилотам в навигации.
— Кажется, она нашла себя, — заметил товарищ младший лейтенант. — И что, детей у нее не было?
— Были, но потом. Не забегайте вперед, — остановила его Брунгильда. — Нэнси Лав, как мы знаем, выступала в качестве инициатора создания женских летных эскадрилий. В мае сорокового она писала подполковнику Роберту Олдсу, который отвечал за перегон самолетов в Англию, что имеет на примете сорок девять женщин-пилотов. У каждой — более тысячи летных часов. Они могут быть задействованы в этих операциях, писала Нэнси.
— Мы же знаем, что план был отвергнут, — вставил штаб-сержант Хопкинс.
— Да, генерал Арнольд счел идею недостаточно хорошей, — кивнула Брунгильда. — Но знаем мы также, что в конце концов Нэнси Харкнесс Лав добилась своего. В сорок втором ее муж был призван на действительную военную службу, и уж тогда-то они с женой вместе сумели настоять на реализации дерзкого плана. И в конце концов, как мы знаем, женские эскадрильи были созданы.
— А что сама Нэнси — только руководила? — спросил штаб-сержант. И пояснил: — Я к тому, что в те годы летчики все еще любили ставить разные рекорды. Та же Амелия...
— Амелии в те годы уже не было в живых, — печально произнесла Брунгильда. — Что касается Нэнси, то да, она поневоле поставила несколько рекордов. Если можно так назвать ее достижения. Например, она была первой женщиной, которая подняла в воздух P-51, F-54, В-25. К марту 1943 года она неплохо разбиралась в четырнадцати (а некоторые пишут, что в шестнадцати!) моделях боевых самолетов. Известно, что она стала первой женщиной в истории США, которая пролетела на В-25 всю страну, от океана до океана, в рекордно короткие сроки. Одна из двух женщин, кому приходилось летать на «Летающей крепости» В-17.
— А кто вторая? — поинтересовался Билл Хопкинс.
— Ее имя Бетти Гиллис. Вместе эти две летчицы собирались перегнать тяжелый бомбардировщик в Англию, но известный нам генерал Арнольд пресек эту инициативу на корню. Однако освоить этот самолет они все же успели... В общем, рекорды и подвиги Нэнси Лав были, скорее, рабочими, нежели спортивными. Хотя, — она задумалась, — нет, я не права. В конце сорок четвертого WASP были расформированы, и Нэнси Лав все-таки поставила свой рекорд. Она совершила кругосветный полет и вела самолет по меньшей мере половину времени — в том числе над Гималаями.
— Ну что ж, почет и уважение этой леди, — сказал Вася. — Молодец, что и говорить. А что, родная страна отблагодарила героиню?
— В самом конце войны Роберт и Нэнси получили медали за выдающиеся заслуги. Редкий случай, когда супружеская пара награждается одновременно. В представлении к медали было официально отмечено, что Нэнси Лав подготовила более трехсот летчиц, способных летать на новейших боевых самолетах. И вот теперь, когда война шла к концу, — продолжала Брунгильда с улыбкой, — у Нэнси Лав нашлось время на личную жизнь, и она подарила своему мужу трех дочерей.
— Будущих летчиц, очевидно, — пробормотал Вася.
— Неизвестно, — призналась Брунгильда. — В любом случае, Нэнси Лав продолжала работу в авиационной промышленности и не оставляла борьбу за признание своих подруг по WASP ветеранами войны — со всеми полагающимися им привилегиями.
— Но ведь они добились признания, — напомнил Билл Хопкинс.
— Нэнси до этого не дожила, — Брунгильда опять вздохнула. — Она умерла 22 октября 1976 года от рака. После ее смерти нашли одну коробку, которую Нэнси хранила тридцать лет. Там был сделанный от руки список пилотов — тех, кого Нэнси призвала на службу в сороковом. Были вырезки из газет, фотографии, некрологи на тех, кто погиб, находясь под командой Нэнси. Она помнила их всех — все эти годы.
© А. Мартьянов. 11.06. 2013.
Обсудить сказку можно здесь.
*Этот мультфильм можно найти по названию на сервисе YouTube.