17 августа 1936 года, Бирчем Ньютон, Норфолк, Великобритания
После почти двадцати лет небытия Двести двадцатая эскадрилья английских королевских ВВС возродилась к жизни.
В восемнадцатом году, на «Сопвичах», она сражалась в небе Греции.
Именно оттуда родом девиз «Видеть невидимое», написанный на гербе эскадрильи. Изначально слова эти писались и произносились по-гречески. Как и полагается хорошему «академическому» девизу.
Однако после окончания Великой войны Двести двадцатая была распущена. Летчики стали не нужны.
Но вот снова тучи начали сгущаться над Европой, и Британии вновь потребовались боевые пилоты. Парламент обсуждает проблему усиления военно-воздушных сил — в первую очередь, увеличения количества эскадрилий.
И Береговое командование возвращает в строй Двести двадцатую — старую, с традициями, эскадрилью.
Ее задача — в первую очередь разведка.
Самолет «Авро» Энсон, которыми вооружены летчики, вполне подходит для этих целей.
И служба начинается — точнее, возобновляется.
3 сентября 1939 года, Торнби, Йоркшир, Великобритания
Новые самолеты, заменившие «Энсон», — «Хадсон» фирмы «Локхид», — прибыли из Америки.
Путь их был долгим: с заводов фирмы «Хадсоны» они летели к американо-канадской границе в Северной Дакоте. Там у предприимчивых янки имелся особенный аэродром: один конец взлетно-посадочной полосы находился в Соединенных Штатах, а другой — в Канаде.
Такой хитрый способ позволял обойти закон о нейтралитете, запрещавший американцам поставку вооружения напрямую в воюющую страну.
«Хадсоны» прибывали в Англию как бы из Канады. Дипломатия!
Летчики немедленно приступили к освоению новой техники.
Этим самолетам предстояло стать их боевыми товарищами в ближайшие месяцы.
Основной задачей Двести двадцатой эскадрильи стали разведка и противолодочные действия — немецкие субмарины не должны чувствовать себя спокойно в северных водах.
Действовать приходилось в тесном контакте с флотом.
1 января 1940 года, Торнби, Северное море
Командир эскадрильи майор Теренс Карр посмотрел на часы.
— «Хадсон» Кларка уже должен был вернуться.
Экипаж флайт-лейтенанта Тревора Кларка вылетел с базы в Торнби в половину девятого утра. Задача — патрулирование и разведка.
Сейчас уже около одиннадцати, а известий все еще нет.
Кларку тридцать лет, он опытный пилот. Другим членам экипажа Роберту Пикоку и Кристоферу Хадсону — тоже под тридцать. Только сержанту Дональду Роусону — двадцать.
Другие самолеты возвращались один за другим.
— Паркер, — командир подошел к пилоту только что приземлившегося «Хадсона», флайт-лейтенанту Тому Паркеру, — не видел Кларка? С ним связи нет.
— Так это он сцепился с «Юнкерсом» километрах в двадцати от Сент-Эбс-Хед! — отозвался Паркер, мрачнея. — Я видел воздушный бой: один «Хадсон» против немецкого Ju.88. Его подбили, и он упал в море.
— Парашютов не видел?
— Все случилось слишком быстро… Но командир, я бы не надеялся: самолет горел, когда падал.
— Ничего себе год начинается, — Карр покачал головой. — Ладно, дружище. Идите отдыхать. Завтра снова в патруль. И так, черт побери, до конца войны.
…Том Паркер погибнет через полтора месяца.
Случится это одиннадцатого февраля в четыре часа утра неподалеку от базы Торнби.
В тот день будет плохая погода, снегопад, и густой снег налипнет на фонарь кабины.
Спустя несколько минут после взлета «Хадсон» потеряет управление и рухнет на склон холма зеленой — точнее, белой, усыпанной снегом, — Англии.
Единственный выживший член экипажа, сержант Баркер заберется по склону холма, постучит в двери фермерского дома и попросит помощи…
Но до этого — еще полтора месяца.
Полтора месяца ежедневных вылетов, патрулирования, выслеживания немецких подводных лодок. Летная работа Двести двадцатой — видеть невидимое.
14 февраля 1940 года, 8.25 утра, воздушное пространство над норвежскими территориальными водами
Три «Хадсона» шли над морем.
Рутинная работа.
Правда, имелись намеки на некие обстоятельства. Да что там — «намеки» — майор прямо сказал:
— Значит так, джентльмены. Где-то в территориальных водах Норвегии прячется немецкий транспорт «Альтмарк». Пару месяцев назад он сопровождал «Графа Шпее» в качестве вспомогательного судна. Как мы знаем, «Шпее» потопил несколько английских кораблей и подобрал наших моряков. За что, впрочем, никто ему не говорит «спасибо»: он набил ими трюмы, а когда понял, что пленные ему мешают и кормить их тоже нечем, передал на «Альтмарк». В общем, так: наша задача — найти этот транспорт. Остальное — за флотом.
— Вижу транспортное судно! — передал пилот «Хадсона» МакНил.
Остальные — Лаури, Шекли и Хьюгилл — во все глаза смотрели на отчетливый черный силуэт корабля, вырисовывающийся среди заснеженных скал фьорда Йессинг.
— Фотографируем! — добавил командир «Хадсона».
Снимки получились на диво четкими.
15 февраля 1940 года, борт британского эсминца «Коссак»
Капитан первого ранга Филипп Вайен находился в тревоге.
Ему предстояло принять ответственное решение.
Результаты разведки, произведенной летчиками Двести двадцатой эскадрильи из Торнби, не оставляли сомнений.
Корабль, сфотографированный ими в Йессинг-фьорде, был, несомненно, «Альтмарк».
В трюмах «Альтмарка», превращенного в плавучую тюрьму, находятся пленные моряки Британского флота, переданные с «Графа Шпее».
Разведка знает об этом достоверно.
Однако Норвегия является нейтральным государством. Нарушить ее нейтралитет и атаковать «обычный мирный транспортник» — именно так немцы представляют «Альтмарк», — будет грубейшим попранием норм международного права.
Но и оставлять моряков в лапах врага нельзя.
Этому противилось все в натуре капитана.
Он послал запрос Черчиллю, заранее зная, что тот постарается переложить всю ответственность на других. Но знал он и другое: Лорд Адмиралтейства так же жаждет освобождения соотечественников, как и он сам.
Поэтому Черчилль будет делать очень хорошую мину — при любой игре.
Так и вышло.
«Подойдите к «Альтмарку». Попросите разрешения досмотреть судно. Если вам откажут, настаивайте. Если поведут себя агрессивно — защищайтесь, но не стреляйте в ответ на поражение. Ну а если ситуация станет серьезной — затопите «Альтмарк», ведь у вас не будет другого выхода».
Ответ Черчилля оказался просто шедевром дипломатичности.
Капитан Вайен потер лицо ладонями. Положение как будто становилось все более запутанным.
Что значит — «ситуация станет серьезной»? Что определит достаточную «серьезность» ситуации?
Он поднял голову. Уже стемнело — в этих широтах зимой темнеет быстро.
Звезды выступали на ледяном небе.
Господи, да все ведь ясно, как божий день! Мысль пришла так отчетливо, словно Лорд Адмиралтейства каким-то образом ухитрился передать ее капитану телепатически, из Лондона.
Нужно взять этот трижды проклятый «Альтмарк» на абордаж, как делали в легендарные времена пираты Королевы.
А потом объявить, что ситуация была «достаточно серьезной». Главное здесь — победить. Победителей не судят. А Лорд Адмиралтейства как-нибудь их «отмажет».
16 февраля 1940 года, Йессинг-фьорд
Настало утро.
Зловещий черный силуэт транспортного судна по-прежнему вырисовывался на фоне льдов.
Несомненно, Генрих Дау — капитан «Альтмарка» — уже послал норвежцам запрос о помощи.
Норвегии не хотелось вступать в войну. Ей до смерти не хотелось ссориться с Гитлером. Но и осложнения с Британией ей тоже были не нужны.
Норвежские власти сообщили Вайену, что трижды досматривали «Альтмарк».
— Поверьте, капитан, — говорил, стараясь, чтобы голос его звучал убедительно, офицер норвежской пограничной службы, — там нет никаких пленных английских моряков. Мы поднимались на борт «Альтмарка» и заглянули там в каждую бочку. Или вы нам не верите?
— Мы бы хотели сами досмотреть этот корабль, — с ледяной британской вежливостью ответил Вайен.
Тем временем старший помощник лейтенант Кравен уже требовал от Генриха Дау дозволения подняться на борт «Альтмарка».
— Что за наглость! — отвечал капитан Дау.
И вот тут он совершил ошибку.
«Альтмарк» развернулся и попытался выйти из фьорда, вопреки намерениям английского эсминца задержать его.
— Таран! — почти обрадовался Вайен. — Немцы хотят таранить нас!
Только благодаря умелым и быстрым действиям штурмана «Коссака» Маклина английский эсминец ловким маневром ушел от тарана. Но теперь Генрих Дау дал ему повод.
— Положение становится серьезным! — объявил капитан Вайен. — Мы обязаны попасть на этот корабль, обыскать его и… В общем, Адмиралтейство требует от нас решительных действий!
Норвежцы в последний раз пытались протестовать:
— Вы не можете этого сделать! Немцы имеют право провести транспорт через нейтральные воды!
Тем временем «Коссак» сближался с «Альтмарком». Когда расстояние между бортами стало совсем небольшим, лейтенант Брэдуэлл Тернер перепрыгнул его и очутился на палубе «немца».
Следом перескочил старшина Аткинс. Но в этот момент корабли чуть разошлись, и Аткинс лишь в последний момент уцепился руками за борт. Он повис над ледяной бездной.
Тернер рывком втащил его на палубу.
Следом за ними на «Альтмарк» перебралась вся «абордажная команда». Это действительно напоминало операции Корсаров Королевы!
Тернер ворвался на мостик «Альтмарка» и остановил корабль. Офицеры мостика молча подняли руки — сопротивляться вооруженным до зубов англичанам они сейчас не могли.
Лишь один рванулся к управлению, но Тернер отшвырнул его ударом кулака — он был хорошим боксером, как и полагается англичанину. Тернеру не хотелось открывать стрельбу без лишней необходимости.
Тем временем стрельба все-таки поднялась: несколько немецких унтеров оказали сопротивление. Видимо, им было приказано не пускать «гостей» в определенные помещения в трюме.
После стрельбы на льду показалось несколько фигурок — немцы пытались убежать от англичан. Все они были застрелены.
Наконец Тернер выгнал с мостика всех немецких офицеров. Они присоединились к своему капитану.
«Альтмарк» стоял на месте.
Тернер спустился в трюм и закричал:
— Эй! Есть ли здесь англичане!
Неожиданно «пустой» корабль взорвался голосами:
— Да! Мы тут все англичане!
— Так вылезайте! Здесь Королевский флот Британии!
…Эта фраза — «Здесь Королевский флот Британии» — вошла в число «простых слов, изменивших мир».
По большому счету, именно она втянула Норвегию в войну.
Но не об этом думали двести девяносто девять английских моряков, вызволенных из плавучей тюрьмы.
И пока Черчилль улаживал дипломатические тонкости, доказывая, что «Альтмарк» был военным кораблем и проявил агрессию по отношению к «Коссаку» (кто-то ведь пытался таранить английский эсминец, не так ли?), спасенные пленные просто возвращались домой.
17 февраля 1940 года, авиабаза Торнби
Флайт-лейтенант Эдвард МакНил сложил газету.
Речь Черчилля, его комментарий к произошедшему, фотографии, сделанные в Йессинг-фьорде, — все это производило сильное впечатление.
— Да, — выговорил МакНил, — наделали мы дел! Видать, не только наши «Хадсоны» способны видеть невидимое — моряки тоже смотрят сквозь палубу и замечают в трюме своих пленных товарищей. «The Navy’s here! — Здесь Флот!» Отлично сказано — коротко и ясно.
© А. Мартьянов. 26.12. 2013.