31 мая 1916 года, 11 часов 44 минуты, недалеко от берегов Ютландии
Адмирал Битти был мрачен.
— Где же, в конце концов, немцы? — Он заложил руки за спину, прошелся по каюте. — Нам срочно необходимы сведения о расположении противника.
Сэр Дэвид Битти нервничал не напрасно. Эскадра линейных крейсеров передвигалась в полном неведении о том, что направляется навстречу кораблям Германии.
Сражение близилось, адмирал ощущал это всеми инстинктами военного.
И так же обостренно он чувствовал необходимость информации. Наконец Битти вызвал дежурного офицера.
— Свяжитесь с «Энгадайном», — приказал он.
Авианесущий транспорт «Энгадайн» был прикомандирован к его эскадре. Разногласия по поводу того, насколько полезны или бесполезны такие корабли, в высших сферах еще продолжались. Тем не менее какую-то пользу самолеты на море уже успели принести, и отрицать это мог лишь глупец.
А сэр Дэвид Битти глупцом себя отнюдь не считал.
— Пускай вышлют самолет-наблюдатель.
...Лейтенант Рутленд получил приказ и вместе со своим наблюдателем Джорджем Тревином начал готовить свой «Шорт» к старту.
— Затея вообще-то больше напоминает самоубийство, — заметил между делом Тревин. — Погляди, какая чудная погодка!
Погодка и в самом деле стояла «чудная» — низкая облачность, моросящий дождь, видимость отвратительная.
— Как мы полетим? — продолжал Тревин.
— Как приказали, так и полетим, — отрезал Рутленд.
— И что мы увидим при такой погоде? — настаивал Тревин.
— Полетим низко и будем смотреть внимательно, — отозвался Рутленд. — Хватит болтать, Джордж. Мы получили приказ. От наших действий, возможно, зависит участь всего флота.
— Вот это-то и беспокоит меня больше всего, — вздохнул Тревин.
Самолет поднялся в небо и сразу же скрылся из глаз.
Биплан слушался хорошо. Двигатель гудел уверенно, спокойно. Сырость мешала дышать, очки запотевали.
— Да они совсем близко! — внезапно произнес Тревин. Он заметил внизу вражеские корабли. — Спустись пониже, я хочу их пересчитать. Видимость и правда отвратная, корабли сливаются с волнами.
Немецкий военный флот действительно оказался гораздо ближе, чем изначально предполагали англичане.
Тревин начал подсчет.
— Сколько? — спросил наконец Рутленд, теряя терпение.
— Три крейсера и десять эсминцев.
— Передавай на флагман.
Тревин за авиационный искровой радиопередатчик, — последнее достижение научной мысли! — и начал диктовать координаты, курс и скорость немецких судов.
— Неизвестно, слышат ли они нас, — сообщил он летчику после нескольких попыток донести полученную информацию до адмирала Битти. — Связь односторонняя, «воздух-корабль», ответить флагман не может.
— Продолжай попытки, — приказал Рутленд. — Если корабли встретятся неожиданно, последствия могут быть ужасными.
— Будто я не знаю, — вздохнул Тревин.
2 июня 1916 года, Лондон
В лондонском Адмиралтействе шли дебаты.
В конце концов было зачитано письмо адмирала Битти.
Адмирал сообщал, что — независимо от того, удалось летчикам передать координаты вражеского флота или же обмен информацией сорвался по техническим причинам, — успех разведывательной авиации налицо.
Сам факт обнаружения противника с самолета намного раньше, чем с крейсера, достоверно установлен.
Таким образом, считал адмирал, конец дебатам на данную тему положен. Необходимо оснащать самолетами артиллерийские корабли, а не только бывшие угольные транспорты или пассажирские паромы, вроде «Бен-май-Шри».
Линейные корабли должны получить по два самолета: одну двухместную машину на платформе носовой башни и одноместную на платформе кормовой башни.
Легким крейсерам доставалось по одному самолету.
Естественно, все это предстоит переделывать на ходу, пробовать в условиях военных действий…
Но рано или поздно британский флот победит. Англия всегда была владычицей морей. Пора захватывать владычество и в воздушном пространстве над морем.
13 июня 1916 года, 5 часов утра, район острова Перим
Командир морских летчиков на «Бен-май-Шри» Чарльз Рамни Самсон и его постоянный наблюдатель, летавший с ним с мая шестнадцатого года, лейтенант Веджвуд Бенн, обсуждали следующее задание.
Их постоянным противником были турки. В основном самолеты с авианосца «Бен-май-Шри» вылетали для разведки и корректировки огня корабельных орудий.
Однако и бомбежками они не брезговали: «Шорт» мог брать на борт небольшие бомбы.
Летчики познакомились на Святой Земле. Именно там в мае находился авианосец.
…Самсон недоверчиво смотрел на немолодого аристократа. Тот, в свою очередь, также не без удивления отметил, что его пилот и командир — человек пожилой. Тридцать четыре года! А Бенну — тридцать семь.
Кроме того, Бенн принадлежит к высшим кругам английского общества. Баронет. Занимал важные должности в правительстве. Но стоять в стороне от войны не намерен.
Они познакомились, обменявшись весьма сдержанным рукопожатием.
— Поскольку я командир эскадрильи, а вы — мой наблюдатель, — заметил Самсон, — следовательно, вы становитесь шеф-наблюдателем эскадрильи, сэр. Прошу это учитывать.
— О, мне все понятно, — вежливо ответил аристократ.
Их первый совместный вылет — восемнадцатого мая 1916 года — едва не закончился катастрофой.
Они производили разведку в области Яффы, и когда возвращались на корабль над Средиземным морем, Самсон слишком низко опустил самолет.
Огромная волна, словно палец морского царя, дотянулась до летательного аппарата и «схватила» его за один из поплавков.
Удар оказался достаточно сильным, чтобы самолет потерял равновесие и рухнул в воду.
Летчики успели выбраться, но аппарат затонул.
К счастью, авария произошла недалеко от родного авианосца, так что моряки с «Бен-май-Шри» вытащили обоих на палубу.
— Вот это приключение! — Вся напускная холодность, слишком хорошие манеры и подчеркнутый аристократизм слетели с баронета Веджвуда Бенна.
С той поры они и сдружились по-настоящему.
— Наша задача — уничтожить турецкие пушки Шейх Саида. Как обычно, «Шорт» вылетает для корректировки артиллерийского огня. Мы наводим, моряки стреляют.
— На словах все понятно, — слегка улыбнулся Бенн.
— Ну а что ожидает нас в жестокой реальности — покажет сама жестокая реальность, — хмыкнул Самсон. — Вылетаем!
Они начали готовить самолет.
— Что-то с двигателем, — Самсон прислушался. — Мне не нравится, как он стучит.
Словно желая подтвердить его слова, двигатель чихнул и заглох.
— Времени нет, — сказал Самсон. — Скоро наступит день, нас легко будет обнаружить. — Он повернулся к третьему летчику своей команды — старшему лейтенанту Бэнкс-Прайсу:
— Готовы заменить нас на этом задании?
— Полагаю, да, сэр, — ответил Бэнкс-Прайс.
Он летал на одноместном «Шнейдере».
Самолет поднялся в воздух незадолго до рассвета, и скоро с корабля заметили сигналы: лейтенант сбросил на турецкие позиции две зажигательные бомбы.
— Цель обнаружена!
«Бен-май-Шри» открыл огонь.
Тем временем лейтенант продолжал кружить над лагерем и окопами неприятеля.
У него имелось еще пять маленьких бомб, и он не хотел улетать, не использовав все «гостинцы».
Тем временем в лагере противника начался хаос. Постоянные выстрелы корабельных орудий и падающие с неба бомбы усиливали панику с каждым мгновением.
Тем не менее биплан снизился и пролетел над землей, рискуя быть сбитым, — не все турки в ужасе удирали, некоторые стреляли во все стороны, а один даже добрался до пулемета.
Бэнкс-Прайс должен был хорошо рассмотреть, что происходит, чтобы потом доложить в подробностях.
— Да, сэр, — говорил он уверенно Самсону, — я точно видел, что четыре бомбы попали в цель и уничтожили турецкую крупнокалиберную пушку.
«Бен-май-Шри» интенсивно обстреливала береговая артиллерия противника.
Один снаряд зацепил носовую часть корабля, однако существенного урона не нанес.
Между тем самолет дозаправился и снова поднялся в воздух. Было уже около полудня. Сражение не прекращалось, от артиллерийского огня, от взрывов гудело небо.
Теперь «Шнейдер» направлялся в глубь вражеской территории, имея на борту одну большую бомбу, две поменьше и две зажигалки.
Летчик также прихватил с собой фотоаппарат.
Старший лейтенант чувствовал себя совершенно спокойно. Он был уверен в себе и в своем самолете.
Машина послушно несла его над окопами, изрыгающими бессильное пламя. Вот и здание с флагом — видимо, штаб или командный центр. Одна бомба пошла…
Фонтан огня. Еще один. Отлично.
Бэнкс-Прайс взялся за фотоаппарат и начал делать снимки.
Результаты бомбежки будут доставлены в штаб, там их изучат и уже решат, что делать дальше.
…Тем временем Самсон перечитывал телеграмму, полученную из Лондона.
Начальство вопрошало, по какой такой причине «Бен-май-Шри» — его артиллерия, а также приданные авианосцу аэропланы, — столь расточительно расходуют боеприпасы.
«За последний месяц, — писали лорды Адмиралтейства, — вы потратили бомб и снарядов больше, чем за предыдущий год. Мы желали бы знать, в чем дело».
Самсон долго всматривался в море, в небо, затем налили себе шотландского виски из заветной бутыли и выпил.
Несколько дней назад во время разведывательного полета «Шорт» Самсона хорошо обстреляли с земли. Пули прошили фюзеляж, и одна из них застряла у Самсона в каблуке сапога.
Он вытащил ее потом ножом, когда они с Бенном все-таки ухитрились вывести самолет из-под огня и посадить его на палубу «Бен-май-Шри».
«Может быть, прислать лордам Адмиралтейства эту пулю — как мой скромный вклад в резерв боеприпасов, которые мы, видите ли, слишком беспечно транжирим?» — подумал он и скрипнул зубами.
Следует взять себя в руки.
В конце концов коммандер Самсон написал вежливый ответ:
«По поводу последнего запроса касательно расточительного отношения к боеприпасам, имею сообщить лишь одно: у нас тут, к сожалению, идет война, и противник то и дело требует повышенного внимания к своей персоне».
© А. Мартьянов. 25.01. 2014.