14 мая 1914 года, Москва, Ходынское поле
Прибытие в Москву известного французского авиатора Адольфа Целестина Пегу стало большим событием для всего воздухоплавательного сообщества.
Обаятельный, жизнерадостный, шумный француз быстро покорил сердца москвичей.
О нем начали много писать в прошлом году, когда в августе тринадцатого Адольф Пегу совершил безумный прыжок с парашютом. Выскочил из самолета на лету! Какая храбрость, какая непостижимая отвага!..
Газеты так и писали: «Пегу показывает воздушные трюки, которым можно лишь удивляться. Кувыркание в воздухе для него — пустячная забава. Он даже вылезает из гондолы и летит стоя, а это уж совсем невероятный трюк, на который способен лишь Пегу».
— Вот увидите, Петр Николаевич, это что-то поразительное, — говорил один из членов «кружка Жуковского», Александр Архангельский.
Они с Петром Николаевичем Нестеровым прибыли на Ходынку с утра пораньше. Пегу уже находился возле своего самолета — «Морана-Солнье» L — «парасоля».
Фирма «Моран-Солнье» начала выпускать самолеты типа L в 1913 году. Самолет выглядел на первый взгляд необычно: крыло высоко поднято над фюзеляжем, отчего машину и прозвали «парасоль» — «зонтик». Но такое расположение улучшало обзор вниз, что было немаловажно.
В принципе, «парасоль» представлял собой дальнейшее развитие типа G, хорошо известного Нестерову: «зонтик» имел аналогичный фюзеляж и крыло такого же размаха.
— Мсье Пегу легко и красиво выполняет «мертвую петлю», — сообщил Архангельский. — А потом, показав трюки, предлагает кому-нибудь из публики покататься.
Пегу был на два года младше Нестерова. Он родился в Монферрате в семье самых обычных людей: отец его владел небольшим участком земли, мать подрабатывала шитьем. Из скучной провинциальной жизни Адольф вырвался самым доступным для юноши способом: подписал пятилетний контракт с армией и отправился кавалеристом в Алжир.
Пегу участвовал в кампаниях по усмирению мятежных племен, болел болотной лихорадкой, затем служил в гусарах, а закончил военную службу артиллеристом на базе флота в Тулоне — там, где некогда начинал Бонапарт.
Именно там произошла встреча с капитаном Луи Карлином, который был помешан на новом увлечении всего мира — авиации и успел получить летную лицензию.
Карлин помог ему поступить в летную школу, и 7 марта 1913 года Пегу официально стал пилотом Французского аэроклуба. Луи Блерио нанял его к себе — третьим механиком. Вот тогда-то Пегу и занялся высшим пилотажем.
Ему требовалось доказать надежность самолетов «Блерио» да и вообще — испробовать, на что способны в воздухе человек и машина.
Контракт с армией закончился. Адольф Пегу превратился в спортсмена и воздушного акробата. Он выжимал из самолета все, на что тот был способен.
А затем над аэродромом Жювизи Адольф Пегу показал «мертвую петлю».
Собственно, именно вопрос о «мертвой петле» занимал сейчас воздухоплавательное сообщество. Это был вопрос первенства, вопрос престижа.
Нестеров был первым. Но в Европе первым считался Адольф Пегу. За достижения в области пилотирования он получил золотую медаль, он обучал своим трюкам коллег-пилотов, в том числе и из Англии...
И вот сейчас, на Ходынском поле, «соперники» наконец встретились.
Пегу искренне обрадовался, когда ему представили Нестерова, схватил его за руку и сильно сжал.
— Предполагается, что мы с вами будем подсчитывать дни и устанавливать первенство, — сказал он прямо и просто. — Но я с легкой душой отдаю его вам. Вы действительно были первым. В спорте все должно быть честным.
— Вы уверены, что авиация — это только спорт? — спросил Нестеров сдержанно.
Он ощущал приближение Великой войны. Ее громы были уже не за горами.
24 июня 1914 года, Вена
В столице Австрии открылось грандиозное авиационное шоу.
«Моран-Солнье» демонстрировали новый свой самолет — типа N.
Быстрая и красивая машина пилотировалась знаменитым спортсменом, неизменным шеф-пилотом фирмы Роланом Гарро.
До встречи с братьями-пилотами Леоном и Робером Моранами и их другом-конструктором Раймоном Солнье Гарро интересовался длительными перелетами, и в декабре 1912 года он пролетел на «Моране» из Туниса через Сицилию и Неаполь в Рим, причем 228 километров проделал над морем.
После этого его и пригласили на работу шеф-пилота. Гарро, всегда готовый пробовать новое, с радостью согласился.
Он поднял в воздух новую модель «Морана» двадцать первого числа и уже через несколько дней охотно показывал ее специалистам и публике.
Самолет выглядел красиво. Прямоугольная ферма фюзеляжа скруглена легким каркасом, установлен киль. Машину называли «монокок» — это слово означало, что фюзеляж имеет круглое сечение (и только).
— Вы не находите, что он отчасти напоминает гоночный самолет «Депердюссен»? — делились друг с другом мнениями знатоки.
— Полагаю, сходство чисто внешнее, — возражал другой. — Этот самолет — прямой потомок предыдущего, типа H.
Прав был, разумеется, второй зритель: новый самолет Моранов и Солнье был близким родственником предыдущего. Хотя новшества имелись.
Ротативный двигатель «Рон» мощностью в восемьдесят лошадиных сил был прикрыт «кастрюлей» — для улучшения аэродинамики самолета. Чтобы двигатель охлаждался, оставили кольцевую щель между коком («кастрюлей») и капотом. Но вообще двигатель часто перегревался.
По сравнению с моделью H — она послужила базой для новой разработки, — новый «Моран» был меньше размерами.
Он показался быстрым, легким, изящным. Ролан Гарро с удовольствием демонстрировал возможности этого самолета, а заодно и свое искусство пилотирования. По общей сумме призов он стал вторым — после австрийского коллеги и получил свыше одиннадцати тысяч крон.
...Никто не подозревал, что именно этот самолет станет первым серийным истребителем.
В последний день работы авиашоу, 28 июня, прозвучали выстрелы, положившие начало Великой войне. Был убит эрцгерцог Фердинанд.
2 сентября 1914 года, Реймс
Командир эскадрильи MS49 капитан Жильбер прошелся вдоль строя.
«MS» означало, что здесь летают на самолетах «Моран-Солнье».
— Сегодня я с особенным удовольствием зачитываю приказ о производстве в сержанты! — произнес Жильбер. — За исключительное мужество и хладнокровие, проявленные в боях, производится в сержанты Адольф Целестин Пегу.
Все знали, что Пегу вернулся из последнего разведывательного полета на самолете, буквально изрешеченном пулями.
Недолго он оставался сержантом. Спустя короткое время Адольф Целестин Пегу уже получил офицерское звание.
19 апреля 1915 года, Франция, Западный фронт
Шеф-пилот фирмы «Моран-Солнье» Ролан Гарро уверенно вел машину к линии фронта. «Моран N» не подведет! Гарро на фронте с первых дней войны. В ноябре 1914 года, когда погода испортилась, и полеты стали редкими, он взял отпуск — не для отдыха, а для работы над совершенствованием военной техники.
Время, когда летчики были вооружены только револьверами, осталось в прошлом. Настала пора пулеметов.
«Моран N монокок» — отличный истребитель, считал Гарро. Мало ли что говорят о нем пилоты. Англичане, которым фирма поставляла этот самолет, вообще склонны ворчать. Мол, самолет в управлении строг, чуть что — срывается в штопор. Боятся этого самолета и отказываются на нем летать.
Нужно повышать летное мастерство, вот и все. Разве он, Гарро, не доказал это? На «Моране-монококе» он сбил два немецких самолета, один — только вчера.
Над пулеметом «колдовали» довольно долго. Раймон Солнье изобрел способ стрельбы сквозь диск вращающегося воздушного винта, но пока что синхронизатор не использовался.
Только в начале 1915 года рискнули и установили его на «Моране-монококе». Самолет получил неподвижные курсовые пулеметы «Сен-Этьенн» и «Гочкисс», и вот пожалуйста успех: 15 января Эжен Жильбер сбил на «Моране» первый самолет врага.
Жильбер, кстати, не нахвалится на пулемет.
— Помню, в прошлом году, — делился он воспоминаниями, — осенью летим мы с моим наблюдателем и вдруг видим: немец. Что делать? Мы летим, и он летит. Подошли ближе, мой летнаб открыл огонь из карабина. Немец в ответ тоже начал палить. Наблюдатель мой попал, один наповал, второй — пилот — ранен. Глядит немец, дело плохо, пытался уйти, но мы не отрываемся, лупим из карабина по его машине. Попали ему в радиатор. Тут немец сдался и сел на нашей стороне фронта. Вот так воевали. А с пулеметом — совсем другое дело! Раз — и готово.
...Да, не все пока идеально. Качество боеприпасов оставляет желать лучшего. Случается, пулемет простреливает лопасти винта. Гарро и его механик Жюль Гуйе поставили на «Моран N» специальные стальные призмы-отсекатели — дефлекторы.
Попробовали. Вроде — работает.
Гарро отправился в бой.
Вот и линия фронта. Он внимательно смотрел, как проплывает внизу земля. За лесом расцвели «букеты» — это стреляет зенитная артиллерия.
Проклятье. Задание у Гарро серьезное: нужно разбомбить железнодорожную станцию, разведка донесла — туда подошли два состава.
Самолет летит сквозь разрывы. Затем — толчок, еще один, еще... И наступает страшная для любого пилота тишина: замолк мотор.
Самолет медленно планирует. Гарро пробует раз за разом, наконец ему удается завести мотор, но пересечь линию фронта уже не получится. Он вынужден сесть на территории, занятой немцами.
Из последних сил он поджигает самолет... Нельзя, чтобы секрет дефлектора попал в руки противника!
Поздно. И летчик, и самолет — у немцев.
Эжен Жильбер поклялся отомстить за друга и на новом «Моране N» с новым пулеметом «Гочкисс», который изначально предназначался для Гарро, написал «Мститель».
Эжен Жильбер был сбит и попал в плен 27 июня 1915 года.
Ролану Гарро удалось освободиться только в семнадцатом году.
7 сентября 1915 года, Монферрат
Арман Пегу взял письмо из рук почтальона, взглянул на конверт. Почерк был незнакомым. Сердце старика дрогнуло: что-то случилось с сыном.
Газеты много писали об Адольфе. Называли его асом. Он летал на разных самолетах — на «Блерио IX», «Буллите», «Ньюпоре Х», «Моране-Солнье N». Сбил шесть немцев.
Пятнадцатого июня 1915 года получил звание второго лейтенанта. Как далеко улетел мальчик от родного дома!..
Но что же это за письмо?
Он раскрыл конверт.
«Многоуважаемый мсье Пегу, до войны никто не восхищался Вашим сыном так сильно, как я. Я был его преданным поклонником. У него учился летному искусству. Никто не чувствовал самолеты и воздух так, как Адольф.
Судьба сделала нас врагами. Нет, я не могу называть Адольфа моим врагом, но мы были соперниками, противниками, — и так стало угодно злому року, что я послужил причиной его гибели.
Не передать, как я скорблю об этом. Война поставила нас по разные стороны барьера, мы оба сделали по выстрелу — и Адольф погиб. Никто не поймет сердце отца, никогда не заживет эта рана, и я не прошу прощения, но примите мои искренние соболезнования — я скорблю вместе с Вами
Капрал Карл Канудский».
Адольф Целестин Пегу погиб 31 августа 1915 года в небе над Пети-Круа.
Вечером того же дня пришло известие о том, что он награжден Орденом Почетного Легиона.
© А. Мартьянов. 24.03. 2013.
Обсудить рассказ можно здесь.