18 октября 1951 года, округ Кимберли, Южная Африка
Инженер горнодобывающей компании Адольф Гисберт Мэлэн отложил газету, задумался.
Национальная партия, которая пришла к власти в Южной Африке несколько лет назад, сочувствовала нацистам. Во время войны она противодействовала участию ЮАС в войне на стороне антигитлеровской коалиции.
Теперь эти деятели с их расовой ненавистью и политикой апартеида пытаются вообще стереть из памяти людей само представление о том зле, которое представляет собой фашизм.
Ветераны войны с этим мириться не могут. И не будут.
— Разбили Гитлера — разве эту мерзость не победим? — спросил сам себя Мэлэн, недавно избранный президентом организации «Torch Commando».
«Torch Commando» стал совместным проектом двух антифашистских ветеранских организаций — «Легиона Спрингбок» и Боевого комитета военных ветеранов.
Адольф Гисберт Мэлэн — друзья называли его Сейлор, потому что свой путь он начинал моряком, — поступил в ряды ВВС Британии в тридцать шестом.
Один из летчиков с довоенным стажем, он считался лучшим тактиком Истребительного командования.
Война.
Память о товарищах, многие из которых не дожили до победы.
Сейлор всегда чувствовал себя сильным — не только потому, что организация «Torch Commando» была чертовски многочисленна, до двухсот пятидесяти тысяч членов, — но и потому, что всегда ощущал поддержку боевого братства.
В годы войны многих он учил летному мастерству, для иных служил примером, для других — с кем не был знаком лично, — составил «десять заповедей воздушного боя».
1. Веди огонь короткими очередями в одну-две секунды с короткой дистанции.
2. При стрельбе ни на что не отвлекайся.
3. Осматривай воздушное пространство.
4. Проявляй инициативу.
5. Встречай атаку противника на встречном курсе.
6. Принимай решения быстро.
7. Никогда не лети в горизонтальном полете прямолинейно более тридцати секунд.
8. При атаке с пикированием убедись, что тебе обеспечено прикрытие сверху.
9. Ключевые слова: агрессивность, дисциплина в воздухе, совместные действия.
10. Летай легко, бей сильно.
Но «заповеди» — это хорошо, чтобы выписать синим карандашом и повесить где-нибудь в столовой, а вообще-то Сейлор еще в сороковом, будучи командиром Семьдесят четвертой эскадрильи, разрабатывал новое построение боевых порядков истребителей.
Битва за Британию показала: у немцев истребители летают лучше, эффективнее.
Имея такой самолет, как Спитфайр, обидно проигрывать.
Сейлор предложил ничего особенного не изобретать, а посмотреть, как эффективно действуют Люфтваффе и, по их примеру, тоже делить эскадрилью на три звена по четыре самолета, а каждое звено разбивать на две пары.
Три самолета не могут действовать как единое целое, в отличие от пары.
С начала сорок первого преимущества строя Семьдесят четвертой Мэлэна оценили, и с началом наступательных операций — на которых так настаивал сэр Шолто Дуглас, — именно этот боевой порядок был принят в качестве основного.
Но если начать вспоминать, то в первую очередь в памяти встанут имена...
17 июля 1944 года, воздушное пространство над Нормандией
Земляк Мэлэна — Йоханнес Ле Роукс, которого все называли «Крис», — вылетел на Спитфайре IX. Обычная разведка.
Рутина.
Крис вступил в RAF в тридцать девятом — ему было тогда девятнадцать лет.
До конца сорок первого успел полетать на пятой модели Спитфайра. В декабре сделался инструктором в оперативно-тренировочном лагере, потом попробовал себя в качестве летчика-испытателя на фирме «Роллс Ройс».
К «девяткам», Спитфайру IX, у Криса было особенное, личное отношение. Ведь именно Крис Ле Роукс испытывал самолеты, оснащенные новым мотором «Роллс Ройс» — «Мерлин-61». Те самые, которые потом стали основой девятой модели Спитфайра.
Спитфайры IX получила Шестьсот вторая — эскадрилья, которой Крис командовал с июля 1944 года.
Боевая работа продолжалась, хотя ощущалось уже явственно: война закономерно движется к победоносному финалу.
...Спитфайр Криса летел в небе Франции. Уроженец Южной Африки успел полюбить Европу с ее зелеными полями и беззащитными маленькими городами, слишком тесно стоящими друг к другу.
По дороге мчался автомобиль.
«Спитфайр» снизился.
— Фриц какой-то едет, — сказал себе Крис. — Шишка, наверное, судя по автомобилю... Пальнем-ка мы по нему — просто так, для порядка.
Он усмехнулся:
— Как говорит Сейлор, лучше сделать и сделать быстро, чем рассуждать лишнее.
И выпустил очередь по автомобилю.
Машина остановилась. Водитель ткнулся головой в лобовое стекло, оставив мутное кровавое пятно, — он был убит.
Пассажир тоже не двигался. Помер, наверное, решил Крис и спокойно завершил патрулирование.
Его встречали на аэродроме, размахивая руками:
— Ты хоть знаешь, кого подстрелил?
— Погодите, — отбивался Крис. — Дайте передохнуть. Кого я подстрелил?
— Немецкое радио чуть ли не траур объявило... Это был Эрвин Роммель!
— Помер? — спросил Крис, обтирая лицо платком.
— Тяжело ранен.
...Эрвин Роммель от этого ранения толком не оправился: пока его лечили, случился заговор против Гитлера, в котором Роммель оказался замешан. Лис Пустыни ушел со сцены подстреленным.
31 июля 1944 года, воздушное пространство над Нормандией
Летчики Шестьсот второй вылетели на «свободную охоту».
— Наша задача, — объяснил Крис, — поражать любые транспортные средства противника, какие мы только обнаружим.
— Вроде автомобиля с Роммелем?
Крис ухмыльнулся:
— Неплохой выбор, а? По машинам!
...Боекомплект был уже на исходе.
— Возвращайся, — приказал Крис ведомому. — Офицер наведения указывает на Фалез, так что я израсходую там остаток боекомплекта и догоню.
Рыжие обрывы и старинный замок впереди были похожи на картинку из детской книжки. А вот шестерка Fw.190 выскочила явно из какой-то другой «оперы».
— Что-то многовато их для меня, — решил Крис. — На длительный воздушный бой у меня запаса не хватит.
Один Fw.190 зашел Спитфайру в хвост. Резким правым виражом Крису удалось увернуться от противника. В ходе маневрирования с большими перегрузками немецкий летчик не справился с управлением, его самолет потерял управление, упал на землю и разбился.
— Семнадцатый, — удовлетворенно проговорил Крис, унося «ноги» — точнее, хвост своего Спитфайра от превосходящих сил противника.
Топливо у южноафриканца тоже заканчивалось. В общем, пора садиться. На первый же попавшийся свой аэродром.
А через месяц Крис Ле Роукс не вернулся из боевого вылета.
Он так и остался «пропавшим без вести»...
18 октября 1951 года, Кимберли, Южная Африка
Боевые товарищи. Кто остался жив — еще может за себя постоять, но кто скажет за погибших? Кто заткнет рот апологетам фашизма?
Сколько боли, обиды накопилось за пять лет войны в Европе! Мэлэн помнил французов, отказавшихся признать свое поражение перед Германией.
Все они были приговорены коллаборационистским правительством к смерти — как изменники родины. Они, величайшие патриоты Франции!..
Горько же им было слышать от своих соотечественников: «Конечно, вы там, в Англии, прятались от Гитлера. Легко было вам там, в Англии, получать ордена. А мы здесь страдали от ужасов оккупации!»
Сейлор Мэлэн говорил «своим» французам: «Если вас собьют и вы попадетесь к немцам — говорите, что вы — канадцы французского происхождения...»
Он улыбнулся, вспомнив одного из погибших героев. Он как раз и был канадцем французского происхождения.
Звали его Дик Юдит.
Дик был знаменит в основном тем, что несколько лет оставался серой мышью. Он прибыл в Британию в сорок втором и два года служил в подразделениях второй линии.
Нет, конечно, это важная работа — таскать матерчатые конусы, чтобы расчеты зенитной артиллерии могли тренироваться в меткости. Кто-то должен заниматься и этим. Но вряд ли о такой карьере мечтал молодой летчик.
А Юдит не спешил. Летал, как приказывали, учился, осваивал новые модели самолетов. И к сорок четвертому году вдруг выяснилось, что он — один из опытнейших летчиков Королевских ВВС с каким-то невероятным количеством летных часов.
29 декабря 1944 года, полдень, воздушное пространство над Рейном
Командир звена Четыреста одиннадцатой эскадрильи флайт-лейтенант Юдит вылетел на очередное боевое задание.
— Реактивные истребители-бомбардировщики Ме-262 движутся к позициям союзников в Арденнах, — передал офицер наведения. — Их прикрывает большая группа истребителей. Ваша задача — перехватить их.
Спитфайры IX вылетают в район Рейна.
— Я «Йеллоу-один», вижу их! — сообщил Юдит. Его звено называлось «желтым».
«Девятки» шли на высоте трех тысяч метров. Ниже показались четыре Bf.109 и восемь Fw.190 — они летели колонной.
— Захожу на атаку, — передал Юдит.
Он атаковал последний Мессершмитт в строю. С дистанции менее двухсот метров Юдит открыл огонь.
Трасса прошла вдоль всего фюзеляжа самолета противника от киля до кока воздушного винта. «Мессер» загорелся и, оставляя густой шлейф черного дыма, пошел к земле.
Долгое время тренировок сказалось: Юдит действовал автоматически, привычно, как на учениях, практически без волнения.
Он атаковал следующую цель — Fw.190 — и начал стрелять, сближаясь с самолетом противника. Остановился лишь когда до немца оставалось сто метров.
Снаряды попали в кабину пилота и хвостовую часть фюзеляжа. Самолет загорелся.
Не останавливаясь ни на миг, Юдит все так же хладнокровно направил Спитфайр к следующему противнику.
Это был Мессершмитт; короткая очередь с близкой дистанции (спасибо заповедям Мэлэна — у Дика было время выучить их наизусть) Юдит отправил его в отвесный полет.
Летчик выбросился из потерявшего управление самолета, но парашют у него не раскрылся.
Юдит видел, как на земле взорвался Bf.109. Где-то рядом с самолетом погиб и пилот.
— «Йеллоу-два», что у вас? — крикнул Юдит.
Спитфайр из его звена отбивался от Fw.190, и Юдит мгновенно пришел на помощь.
Выдерживая дистанцию в двести метров, Юдит недрогнувшей рукой расстрелял самолет противника. Он также упал и взорвался.
Новый Fw.190 развернулся навстречу дерзкому Спитфайру.
Канадец выждал, пока тот подойдет ближе. Так, двести метров... можно даже немного меньше... Пора!
Одна короткая очередь, вторая.
— Не пойму, попал или нет, — проворчал Юдит, не снимая палец с гашетки.
Fw.190 развалился в воздухе.
— Попал, — флегматично констатировал канадец.
Еще три самолета сбили другие летчики его звена.
— Возвращаемся! — приказал флайт-лейтенант. — Боезапас вышел.
В эскадрилье не хотели верить случившемуся.
— Дик Юдит? В жизни не поверю! — командир разводил руками. — До сих пор пятьдесят два боевых вылета — и ни одного воздушного боя! И вдруг — пять сбитых немцев за единственный бой?
Юдит закончил писать рапорт и спокойно отправился отдыхать.
Второй рапорт лег на стол командира, третий... Один за другим летчики подтверждали невероятное.
— Вот это да! — не выдержал наконец командир. — Два года закапывал в землю — то есть, в облака свой талант, и вдруг раскрылся!..
Дик Юдит не вернулся из полета 3 марта 1945 года: его Спитфайр сбили зенитные орудия.
К этому времени на счету Ричарда Юдита было десять уничтоженных вражеских самолетов, и в том числе — реактивный Ме.262.
18 октября 1951 года, округ Кимберли, Южная Африка
Как ярко помнились первые месяцы после Победы! Казалось, все зло мира повержено в прах.
Это оказалось не так. Невозможно одержать окончательную победу. Борьба продолжается постоянно. В том числе — и борьба в память о погибших товарищах.
Сейлор Мэлэн рано осознал себя ответственным за других.
Командующий Истребительным командованием Даудинг так и говорил о нем: «Я считаю его одним из главных советников Командования — это летчик, который не только увеличивает свой личный счет, но и берет ответственность за действия эскадрильи в целом, лично опекая молодых и неопытных».
В те дни Сейлор не мог знать, что его подстерегает страшный недуг — болезнь Паркинсона.
Что жена и дети останутся с ним до конца.
Что эта малоизученная болезнь прервет его жизнь на пятьдесят третьем году. И что в память о Сейлоре будет организован фонд по исследованию болезни Паркинсона.
Что близкие и соратники сделают все, чтобы сохранить имя Сейлора Мэлэна в памяти потомков — как бы ни старались враги уничтожить любое воспоминание о нем.
© А. Мартьянов. 25.04. 2013.
Обсудить рассказ можно здесь.