13 августа 1937 года, Нанкин, здание военной академии
Война началась.
Военный совет под председательством генералиссимуса Чан Кайши был в разгаре, когда пришло известие о том, что японцы обстреливают Шанхай.
Японские самолеты взлетают с авианосцев. Японские корабли заходят в Янцзы.
— Ченнолт, вы тут у нас военный консультант, — обратился генералиссимус к американскому капитану, единственному иностранцу на этом заседании. — Как, по-вашему, — что мы должны сейчас делать в первую очередь?
— Атаковать японские корабли, черт побери! — ответил Ченнолт. — Это ведь они обеспечивают артиллерийскую поддержку пехоте. У вас есть же бомбардировщики. Введите в действие авиацию.
Китайские военачальники некоторое время совещались. Ченнолту, пристально наблюдавшему за ними, внезапно стало ясно: никто из них понятия не имеет, как подготовить и организовать подобный воздушный налет.
— Я возьму на себя это дело, — вмешался американец. — Позвольте мне немедленно отправиться в штаб Китайских ВВС и заняться работой.
Его отпустили с облегчением.
До самого утра Ченнолт просидел над картами и расчетами.
Главная цель — чертов крейсер «Идзумо». Он торчит на краю Международного сеттльмента — особого района Шанхая, заселенного иностранцами.
«Идзумо» — крейсер старой постройки, но это не мешает ему быть опасным.
Кроме того, разведка сообщает о приближении к китайским берегам еще некоторого количества японских кораблей.
В общем, все это надо разбомбить и потопить. Теперь: какие самолеты имеются в наличии?
Ченнолт прикрыл глаза. Он мог припомнить, как ему казалось, каждую машину «в лицо».
Имелись истребители Кертисс «Хоук». Не самые новые машины. Вуот «Корсар» — сухопутный вариант американского палубного разведчика и легкого бомбардировщика. И наконец легкий бомбардировщик Нортроп «Гамма» 2EC.
Вот эти машины и пойдут в бой.
Экипажи китайских бомбардировщиков — как сообщили Ченнолту (и он надеялся, что это правда) — обучены сбрасывать бомбы с фиксированной скорости на высоте две с половиной тысячи метров (семь с половиной тысячи футов).
В имеющихся условиях это было правильным — натаскивать трудолюбивых и исполнительных китайцев на выполнение определенной задачи. Никакой импровизации. Столько-то метров высота, столько-то километров в час скорость, столько-то бомб, сброшенных через строго установленные промежутки времени.
Ченнолт закончил разработку плана первой большой воздушной операции в четыре часа утра и заснул крепким сном прямо над картой.
Операция разработана.
Когда и как она будет проведена — покажет время.
13 августа 1937 года, Нанкин
Командир Четвертой истребительной авиагруппы капитан Гао Чжихан выстроил своих подчиненных.
— Ни одна часть территории Китая не будет отдана врагу, — объявил он, цитируя выступление генералиссимуса Чан Кайши. — Наше задание: оборонять Ханчжоу. Там находится Центральная авиашкола, это — колыбель китайской авиации. Враг в первую очередь постарается разрушить ее. Мы не допустим этого! Всем ВВС Китая приказано начать боевые действия! Помните: лучше разбиться как яшма, чем уцелеть как черепица!
Шел дождь, облака висели низко. Вода стекала по лицам летчиков, но никто даже не поднял руки, чтобы вытереть глаза.
— Как только станет возможно, взлетаем, — завершил командир.
Дождь шел весь день, и ночь была мрачной.
14 августа 1937 года, Ханчжоу
Самолеты Кертисс «Хоук» трех китайских эскадрилий — 21-й, 22-й 23-й — взлетели только во второй половине дня четырнадцатого августа.
До тех пор тяжелые облака, висевшие над всем Китаем, не позволяли машинам подняться в воздух.
Командир авиагруппы не знал, что происходит в Ханчжоу и Шанхае. Он сосредоточился на выполнении задания.
…Почти в то же самое время в Тайване проклинали погоду на другом языке — японском — лейтенанты Нитта и Асано, командиры из бомбардировочного полка «Канойя».
Две девятки двухмоторных самолетов Мицубиси G3M ждали команды на вылет.
А дождь все лил и лил…
Только около шести часов вечера японские бомбардировщики оказались над целью в районе Ханчжоу.
Упали первые бомбы.
— Тревога! Тревога!
Китайцы получили известие о приближении неприятеля буквально за несколько минут до начала бомбежки.
Двадцать вторая эскадрилья приземлилась в Ханчжоу всего полчаса назад.
Две остальных эскадрильи еще не прилетели. Их прибытия ожидали вот-вот.
Гао Чжихан уже бежал к своему «Хоуку».
— Сколько самолетов готовы к вылету? — спросил он техников на бегу.
— Три…
Остальные еще не были заправлены.
В небо поднялись три китайских истребителя.
Четвертый, Лю Шуфань, последовал за ними, но внезапно мотор заглох — горючего не было ни капли.
Успевший набрать высоту, «Хоук» рухнул на землю. Когда техники подбежали к месту крушения, пилот был уже мертв.
Гао Чжихан с двумя ведомыми зашел на цель так, как учил американец. Но в сумятице первого боя один из ведомых отстал, и Гао Чжихан остался лишь с одним — командиром звена Тань Вэном. Оба истребителя выщли из облаков и тотчас увидели бомбардировщик врага. Гао Чжихан открыл огонь, и японец, не ожидавший атаки, рухнул на землю.
И тут, в разгар боя и бомбежки, прибыли еще две эскадрильи китайцев.
Радиостанций на китайских истребителях не было.
Японские самолеты скрывались в облаках — истребители попросту не видели противника. Они стали заходить на посадку.
Комендант аэродрома, пренебрегая опасностью, выскочил на летное поле и начал жестами показывать пилотам, чтобы те не садились.
Несколько самолетов все же приземлились. Другие, описав круг на аэродромом, поднимались в небо. Несколько сели и попытались взлететь, но не смогли — горючее было на исходе.
А бомбы продолжали падать на аэродром…
…Ведущий второй девятки бомбардировщиков G3M Асано приближался к аэродрому Хуан-те. Вон там, внизу, хорошо заметны самолеты, ангары…
Японцы начали снижаться. Двухсотпятидесятикилограммовые бомбы полетели в цель.
Взрывы последовали один за другим, а G3M поднимались за облака.
Асано, однако, не спешил улетать. Он вернулся, чтобы посмотреть — как прошла бомбежка. Увиденное удовлетворило командира: на летном поле горело не менее десятка китайских самолетов.
…С аэродрома Цзян-цяо торопливо взлетала Тридцать четвертая китайская истребительная эскадрилья.
Она была создана на основе Центральной авиашколы. В отличие от Четвертой авиагруппы Гао Чжихана, которая пришла на помощь «колыбели китайской авиации», Тридцать четвертая обороняла свой «родной дом», свою «альма матер».
«Хоуки» поднимались в воздух уже под японскими бомбами.
Вот один из них взорвался, рядом упала еще одна бомба — и второй самолет перевернулся, упал на крыло и замер.
Остальные сумели взлететь.
Ударная волна от взрыва на земле заставила несколько китайских машин качнуться. На воздух взлетели ангар и мастерские — цеха CAMCO Chien-Chiao — Central Aircraft Manufacturing Company Цзян-цяо. Здесь собирали истребители «Хоук»…
Японские самолеты отбомбились и теперь улетали.
«Хоуки» погнались за ними.
Уже темнело. Около девяти вечера один из японских бомбардировщиков внезапно резко пошел к земле.
— Сбит!
На самом деле японский летчик вынужден был посадить самолет потому, что у него закончилось горючее…
Четырнадцатое августа официально будет объявлено днем рождения китайских ВВС.
Но это произойдет позднее — в сороковом году.
А пока предстоят новые воздушные битвы.
15 августа 1937 года, аэродром Хуан-те
Настал черед уничтожить японские корабли и в первую очередь — крейсер «Идзумо», чьи пушки, хоть и устаревшие (особенно по европейским мерам), оказались на удивление эффективны.
— Мы летим к устью Янцзы, — сказал командир эскадрильи Гун Индэн. — «Хоуки» будут сопровождать две девятки легких бомбардировщиков Нортроп «Гамма» 2EC.
Вылетает первая девятка, следом за ней — вторая.
Самолеты идут над рекой. Стоит жара, кажется, будто Янцзы вот-вот закипит. Она лениво тащит свои мутные воды мимо плоских берегов…
15 августа 1937 года, Нанкин
— Мистер Ченнолт, проснитесь! — Ординарец настойчиво тряс военного консультанта за плечо. — Проснитесь!
— Какого чер-рта!.. — зарычал капитан, с трудом продирая глаза.
Ординарец невозмутимо протянул ему листок с иероглифами.
— Что это за живопись? — осведомился капитан.
— Предписание, сэр. Вам надлежит срочно вылететь в Шанхай и проследить за атакой китайских самолетов. Как представитель нейтральной державы, вы должны составить объективное представление о том, что происходит. Генералиссимус не хочет, чтобы произошел какой-нибудь нежелательный инцидент, провокация, в которой обвинят китайцев.
— Умно, — проворчал Ченнолт. — Я должен умыться и переодеться. Мне необходимо десять минут. Выйдите.
Через десять минут капитан был готов.
«Корсар», который его ожидал, не имел вооружения. Ченнолт приподнял бровь, но промолчал.
Он поднял самолет в воздух и направился из Нанкина в Шанхай.
— Погодка дрянь, — ворчал капитан. — Надеюсь, китайские пилоты сообразят, что при такой облачности бомбить им не следует. Они же просто не умеют этого делать…
Однако капитан ошибся. Китайские летчики, воодушевленные вчерашним успехом, не повернули назад, когда увидели, что облачность слишком низкая.
Они нырнули под облака и сбросили бомбы с пологого пикирования. Самолеты шли на высоте чуть более полукилометра, скорость оказалась выше привычной. Прицелы к новой высоте и скорости приспособить они не сумели, поэтому бомбы не попали в крейсер «Идзумо».
Большинство бомб упало в жилых кварталах Международного сеттльмента…
…Клэр Ченнолт вел свой «Корсар» по направлению к Шанхаю.
— Чертова погода! — ругался он.
Грозовой фронт прижимал его к земле. Внизу вилась лента великой реки Янцзы.
— Как тут доберешься до Шанхая, когда ни черта не видно, — ворчал капитан. — Погода нелетная. Уверен, китайцы сообразили и отказались от задания… Так, — насторожился он, — а это что за корабль? Японец?
В этот момент он увидел, что над военным кораблем, двигавшимся по реке, появилась тройка китайских истребителей.
Из труб корабля валил густой черный дым. На палубе замигали огоньки — корабельные орудия пытались отогнать истребители.
Ченнолт направил самолет к кораблю, желая лучше рассмотреть происходящее.
Китайские пилоты обстреляли корабль, а заодно и самолет Ченнолта.
В дыму и пламени Ченнолт успел заметить «Юнион Джек» — корабль был английским!
Отбиваться от китайцев Ченнолту было нечем — не из револьвера же по ним стрелять! Поэтому американский летчик, полагаясь на свою опытность пилота, просто ушел в облака и вернулся в Нанкин.
Китайцы были не настолько искусны и преследовать его в ненастную погоду не сумели.
Ченнолт зашел на посадку.
К нему подбежал Рольф Уотсон — оружейник.
— Ну и попали вы в переделку, сэр! — воскликнул он. — Крылья все в пулевых пробоинах! Кто вас обстрелял?
— Ретивые китайские летчики, — проворчал Ченнолт, выбираясь из кабины. — Едва оторвался от них. В следующий раз поставьте на мой самолет пулеметы. Кто бы меня ни обстрелял — клянусь полосами и звездами, я отвечу!
…Вице-адмирал Хасегава еще раз перечитал радиограмму, словно не верил собственным глазам.
— Китайцы бомбили Международный сеттльмент!
Он даже не делал вид, что возмущен этой акцией. Напротив — его переполняла радость.
Неосторожные действия китайских летчиков позволяли японцам расширить агрессию.
— Авианосцу «Кага» занять позицию у побережья в районе Шанхая! — приказал вице-адмирал. — Пусть встанет на якорь поблизости от порта Усун. Пора нашей авиации добиться полного господства в небе над Китаем.
© А. Мартьянов. 29.09. 2013.