1990 год, Гонолулу, Гавайи
Очередной съезд ветеранской ассоциации Тихоокеанского флота США на этот раз проходил в необычном формате. Были приглашены гости — девять седых старичков, странно смотревшихся на гавайской летней жаре в идеальных костюмах с жилетками и галстуками-бабочками.
Старички прилетели в аэропорт Гонолулу рано утром, рейсом из Токио. Их встретил микроавтобус приписанный к базе ВМФ «Пирл-Харбор», отвез в гостиницу. Сопровождающим был назначен офицер штаба японского происхождения Лесли Маэда.
Открытие съезда было назначено на вторую половину дня, в конференц-зале отеля «Пасифик». Всего разослали более шестисот пригласительных билетов, но зарегистрировались ишь четыреста двадцать два ветерана Второй мировой — кто-то не смог приехать по здоровью, другие посчитали, что путешествие через весь Американский континент и значительную часть Тихого океана из Нью-Йорка, Бостона или Атланты окажется слишком утомительным. Семеро приглашенных до ветеранского съезда не дожили — возраст...
Джейкоб Фрюлер, начавший войну в звании капитана, подъехал к «Пасифику» на архаичном, но внушавшем невольное уважение «Бьюике Электра» 1959 года выпуска — для обитателей Гавайских островов старинные машины были не признаком высшего шика а обыденностью, в этом отдаленном штате сохранилось множество автомобильных раритетов, поддерживавшихся хозяевами в идеальном состоянии.
— Джей-Эф! — радостно окликнул Фрюлера бывший сослуживец, Ллойд Гамильтон. — Совсем не изменился! Чертовски рад тебя видеть!
— Изменился, причем в худшую сторону, — улыбнулся в ответ Фрюлер. — Через полгода стукнет восемьдесят, подумать страшно... Но клюшку для гольфа все еще держать в руках не отучился. Что же мы встали? Идем, скоро начнется.
Регламент подобных мероприятий был отлажен давным-давно. Выступление губернатора штата и командующего Тихоокеанским флотом, зачитали приветствие от президента. А затем последовал главный сюрприз:
— Джентльмены, — значительно произнес председатель ветеранского комитета, — война закончилась сорок пять лет назад. Япония теперь наш союзник. В рамках примирения двух наций мы сочли нужным пригласить сюда бывших офицеров Императорского флота Японии. Им есть что сказать бывшим противникам...
Аплодисменты, против ожиданий, оказались весьма скупыми. На трибуну поднялся один из девяти аккуратных старичков. Говорил он на весьма неплохом английском, а британским произношением.
— Мое имя Такэси Окуда, — представился японец. — Я рад приветствовать храбрых воинов, с которыми я имел честь сразиться в небе над Тихим океаном...
— Кому как, — шепнул Джей-Эф сидевшему рядом Гамильтону, — но мне эта японская пафосность противна. Неужели они не могут говорить проще?
— Тихо, — шикнул Гамильтон. — Что он сейчас говорит? Господи Боже, ты слышишь?!
— ...Впервые мы встретились с американскими летчиками и моряками возле острова Уэйк, — продолжал господин Окуда. — Это было в декабре 1941 года.
— Уэйк? — ахнул Фрюлер. — Он сказал — Уэйк? Летающая лодка?..
8 декабря 1941 года. Атолл Уэйк, архипелаг Ансона.
Служба на затерянном в океане островке проходила скучно — атолл располагался в 2000 миль к западу от Гавайев и до решения разместить на нем военную базу, использовался как промежуточный аэродром для рейсовых самолетов «Пан Америкэн», направлявшихся в Юго-Восточную Азию. Однако, когда напряженность в отношениях США и Японии начала расти, сюда отправили батальон морской пехоты и истребительное подразделение VMF-211, с состоящими на вооружении бипланами «Грумман F-3F» и новыми истребителями «Уайлдкэт F4F».
Капитан Джейкоб Фрюлер был одним из первых, кто начал переучиваться на моноплан — машина после «Груммана» революционная, совсем иные скорости и возможности пилотирования. Однако, в авиасоединении имелось множество проблем, разрешить которые незамедлительно было невозможно — лишь три пилота были более или менее близко знакомы с F4F, причем никто из них не имел налёта более тридцати часов на этом типе истребителя. Ни один из лётчиков группы ранее не практиковался в сбросе бомб и использовании стрелкового вооружения «Уайлдкэта». Кроме того, у самих истребителей не было бронезащиты и протектированных топливных баков, а бомбодержатели, на них установленные, не подходили к большинству имевшихся в наличии бомб.
А тем временем надвигалась война, это понимали все и каждый. Существовала робкая надежда, что Япония ударит по СССР (эту точку зрения разделял президент Рузвельт), но профессиональные военные считали иначе: после нескольких поражений от русских на суше, Империя обратит свой взор на добычу, кажущуюся более легкой — Тихий океан, с его почти безграничными ресурсами.
7 декабря прошло в обычной боевой учебе — летчики осваивали новые машины, рутинное патрулирование, потом ужин и отбой. Команда «В ружье!» поступила в 6:50 утра 8 числа.
— Подъем, подъем, господин капитан! — сержант Гамильтон, в нарушение любой мыслимой субординации, ворвался в офицерскую палатку: настоящих домов на Уэйке построить не успели. — Японцы атаковали Пирл-Харбор! Только что сообщили по радио с аэродрома Хикэм! Командир морских пехотинцев объявил тревогу! Началось!
Новости по линии спецсвязи пришли устрашающие — начальник гарнизона, майор Деверо на собрании офицеров объявил, что значительная часть Тихоокеанского флота потоплена, Япония начала наступление на всем театре военных действий, крошечный Уэйк тоже может подвергнуться нападению в ближайшие дни. Полная боевая готовность. Гражданские гидросамолеты «Пан Америкэн» направлявшиеся на Гуам задержаны в аэропорту, сейчас понадобится каждая машина!
— Я плохо представляю, что мы сможем противопоставить косоглазым, — слегка растерянно сказал Фрюлер офицерам и сержантам своего звена. — Нас слишком мало, помощи ждать неоткуда... Будем драться до последнего, джентльмены!
— Разумеется, сэр!
— Вероятно, противник нанесет удар по нам в течении трех-четырех дней.
Капитан ошибся. Японцы снова опередили: к полудню над Уэйком появился строй из тридцати четырех бомбардировщиков. Бомбы посыпались на аэродром, где не было ни одного защитного капонира — их попросту не успели возвести. Противовоздушная оборона, как и в случае с Пирл-Харбором, налет проморгала.
Итог оказался неутешительным: истребительный патруль не сумел выйти на перехват, зенитки заметного ущерба противнику не нанесли, на земле погибли восемнадцать человек приписанных к авиагруппе, после налета осталось всего четыре исправных «Уайлдкэта».
Это можно было бы счесть катастрофой. Но главные события еще не наступили.
11 декабря 1941 года, 4 часа утра, район острова Уэйк.
— Флот вторжения в зоне прямой видимости, — майор Деверо был бледен, но в голосе звучала сталь. — Подходят с юга. Три легких крейсера, шесть эсминцев, четыре транспорта. Я сообщил в Пирл-Харбор о нападении. Господа, поднимайте в воздух все целые самолеты и да поможет нам Бог!
— Только на него и уповаем, — проворчал капитан Фрюлер. — Четыре «Уайлдкэта» против тринадцати боевых кораблей! Но мы хотя бы попытаемся...
К пяти утра японские корабли начали обстрел острова, в ответ грянули орудия береговых батарей. Самолеты, несущие по две 100-фунтовые бомбы уже находились в воздухе — капитаны Фрюлер, Элрод, Тарин и майор Патнэм пошли в самоубийственную атаку.
...— Мы живы, — чуть потрясенно сказал Джей-Эф аэродромным техникам после посадки, совершенной около 8 утра. — Мы все живы и даже потопили один эсминец! Не верю! При этом потеряли только один самолет, но не пилота!
Действительно, «Уайлдкэт» капитана Элрода оказался поврежден огнем японских зениток, но летчик дотянул до пляжа и совершил аварийную посадку. При этом утренняя атака с воздуха нанесла противнику немалый ущерб — эсминец «Кисараги» затонул после детонации боезапаса, серьезно повреждены легкие крейсера «Тенрю» и «Тацута», подожжен один из транспортов!
А самое главное — японцы начали отходить. Попытка взять остров стремительной атакой провалилась. Бесспорно, у конвоя не было воздушного прикрытия, но всего четыре самолета сумели отогнать крупное боевое соединение, так и не сумевшее реализовать главную задачу — высадку десанта!
Всего в этот день бравая четверка совершила десять вылетов и израсходовала два десятка бомб с максимальной эффективностью.
12 декабря 1941, неподалеку от Уэйка.
— Капитан, вижу цель! — сообщил Фрюлеру ведомый, Джон Тарин. — Судя по силуэту, японская летающая лодка «Каваниси». Цель одиночная.
Они вылетели перед самым рассветом на стандартное патрулирование, настроение было — лучше не придумаешь, вчерашняя победа окрыляла, да и налет бомбардировщиков после отхода японских кораблей удалось отбить. Казалось, что после эдакого конфуза японцы к Уэйку больше не сунуться, по крайней мере пока не проведут перегруппировку сил или не подгонят авианосец с истребительной авиацией. Но нельзя недооценивать их упрямство!
— Преследуем, — отозвался Джей-Эф. — Подумаешь, «Каваниси»! Ведро с крыльями! Только аккуратнее, у него четыре турели с оборонительными пулеметами! Поднимаемся выше и атакуем!
Летающая лодка, скорее всего, выполняла разведывательный полет — японский летчик, увидев истребители неприцельно сбросил бомбы, угодившие на пустынный пляж и начал уходить в сторону океана. По «Уайлдкэту» вырвавшегося вперед Тарина хлестнула пулеметная очередь.
— Двигатель! — раздалось в наушниках капитана Фрюлера. — Задели, мерзавцы! Ухожу к аэродрому, дотяну!
Фрюлер совершил разворот и зашел на японца из задней полусферы. Короткая очередь из курсовых пулеметов, и...
— Кажется, везение кончилось, — сказал сам себе Фрюлер.
Гашетку заклинило. Ни единый из шести пулеметов «Браунинг М2» не мог выстрелить. Какая досада!
«А что я, собственно, теряю? — мелькнула мысль, — до берега всего ничего, море спокойное, доплыву!»
И выжал максимальный газ. Ошалевшие японцы так и не поняли, что вытворяет этот безумный янки — «Уайлдкэт» ударил всей массой по килю летающей лодки, разрушил хвостовое оперение и вильнул в сторону.
«Каваниси» начал стремительно снижаться. Сбил!
Четверть часа спустя капитан Фрюлер благополучно приземлился на аэродроме Уэйка.
1990 год, Гонолулу, Гавайи
— Это были вы? — казалось, вечно невозмутимых японцев, ничто не способно поразить до глубины души, но господин Такэси Окуда выглядел ошарашенным. — Таран на рассвете?.. Да, я успел выброситься с парашютом и меня подобрала наша подводная лодка-наблюдатель, моряки оказались свидетелями воздушного боя!
— Фантастика, — повторил Джей-Эф. — Почти полстолетия спустя, и такая встреча! Невероятно. Мистер Окуда, может быть вечером пропустим по стаканчику виски? За такое прошлое нет повода не выпить!
— Согласен, — поклонился японец. — Но вам не кажется, что в нашем возрасте переизбыток спиртного вреден?
И улыбнулся хитро, как умеют только подданные Божественного микадо.
* * *
«Битва за Уэйк» продолжалась до 23 декабря 1941 года, когда японцам удалось высадить десант. Лишь немногим американским военным удалось эвакуироваться с острова, многие попали в плен. Тем не менее, это сражение вошло в историю как единственный прецедент разгрома всего четырьмя самолетами крупной военно-морской группировки.
© А. Мартьянов. 25.01. 2014.
Обсудить рассказ можно здесь.