12 февраля 1937 года, аэродром Сан-Хуан, Майорка
Три S.79 с нарисованными на борту зелеными мышками — самолеты из Двенадцатого полка, — приземлились на острове Майорка.
Командир этой передовой части майор Араму не без сожаления приказал заменить опознавательные знаки.
— Мы поступаем в распоряжение генерала Франко, — объявил он. — Теперь наши самолеты будут испанскими. Пока что наши цели — авиабаза Реус, военные склады в Картахене, район Брунете. — Он повысил голос: — Да, нас еще совсем мало. Но дуче пришлет на помощь каудильо больше самолетов! Мы поддержим наших товарищей в борьбе с анархистами и коммунистами.
7 июня 1937 года, порт Картахена
— Этого, черт побери, следовало ожидать!
Русский офицер, артиллерист Лабутин, просто кипел от ярости. С революционным комитетом, который практически отстранил офицеров от командования кораблем «Хайме I», к которому он был приписан, ему приходилось «бодаться» чуть ли не ежедневно.
— Проклятые анархисты! — ругался Лабутин. — Умереть за идею они готовы хоть сейчас, шлепнуть кого-нибудь — в любую минуту, но дисциплинированно сражаться и побеждать — это для них слишком скучно.
Он был едва ли не единственным, кто не боялся сцепиться с анархистами, а при случае вынимал личное оружие и грозил «снести башку» наиболее ретивым. Это вызывало уважение, и артиллерия на линкоре Республики «Хайме I», по крайней мере, «работала» исправно: корабль неплохо справлялся с обстрелом портовых сооружений, батарей противника, скоплений автомашин.
А затем, две недели назад, на стоянке в Альмерии корабль был атакован пятью «испанскими» «тримоторес». Никого не обманывали опознавательные знаки на фюзеляже: самолеты однозначно принадлежали Италии. И экипажи наверняка тоже были итальянскими.
«Макаронники» бомбили довольно точно: две бомбы пробили палубу. Вот-вот могли грохнуть боеприпасы.
Уже уходя, «тримоторес» оставили последний «подарок» — третья бомба разорвалась между кораблем и причальной стенкой, повредив подводную часть корпуса.
...Майор Араму был доволен: он видел, какие разрушения причинил кораблю Республики. «Хайме I» был одним из крупнейших, а наличие русских специалистов делало его особенно опасным. Если бы там по-прежнему заправляли анархисты, все обстояло бы гораздо проще.
Подбитого «Хайме I» перевели на главную базу флота — в Картахену.
В полдень над портом прогремел взрыв. Черное облако дыма окутало «Хайме I»...
Пока из воды вылавливали живых и мертвых, пока отводили другие корабли, опасаясь распространения пожара, «Хайме I» начал крениться на правый борт, затем сел на грунт. Погреба залило водой, но надстройка горела еще долго.
Анархисты появились в городе и ввалились в кафе, где сидело несколько офицеров с «Хайме I».
— Арестовать этих предателей! — распорядился один из анархистов. — Они саботировали корабль.
Лабутин, бывший там же, снова схватился за оружие, с которым не расставался даже ложась спать, не говоря уже о прогулках по городу.
— Прекратите болтать ерунду! — резко крикнул он.
— Погибло восемьдесят матросов, сто пятьдесят ранены, а из офицеров не пострадал ни один!
— Потому что офицеры стараются держаться подальше от корабля, когда в них нет непосредственной надобности, — ответил Лабутин. — Вы запугали их, вы не даете нормально командовать кораблем. Если хотите знать мое мнение — вы во всем и виноваты. Кто курит при погрузке боезапаса? Кто дымил в погребах — не ты ли, Антонио? — Он указал на самого горластого. — Вы недисциплинированны, расхлябанны, и я просто удивляюсь, что «Хайме I» не взорвался раньше.
— «Макаронники» в газетах пишут, будто это они подбили наш корабль, — пробурчал Антонио. — Да, я не умею читать, но мне товарищи рассказали, кто грамотный.
— Пусть пишут что угодно, — сказал Лабутин. — И в конце концов, «тримоторес» в нас действительно парой бомб попали.
— Так, а что теперь?
— Теперь? Продолжать борьбу! — ответил советский военный специалист. — Не вижу, товарищи, другого выхода.
8 июня 1937 года, завод в Сесто Календе
— Похоже, близится ваш звездный час! — так приветствовал генерал Валле главного конструктора Алессандро Маркетти. — Министерство хочет заказать вам пять самолетов, специально модифицированных для предстоящих гонок. Помнится, вас огорчало, что вы опоздали к перелету из Лондона в Мельбурн. Теперь вы сможете отыграться за ту неудачу и поставить собственные рекорды.
Маркетти просиял: самолету S.79, известному сейчас как бомбардировщик, предлагалось совершать мирные подвиги во славу родной Италии и явить всему миру великолепие новых трехмоторных итальянских самолетов.
Сейчас в Испании находилось уже более двух десятков S.79. Итальянские экипажи действовали под Севильей и Бильбао, у Брунете и под Теруэлем. Буквально пару недель назад пришло известие о том, что бомбардировщики S.79 прекрасно проявили себя — не хуже германских «коллег» — во время налета на мятежный город Герника.
«Тримоторес» летали практически без прикрытия. А зачем? Из всех истребителей, действовавших над Испанией, догнать S.79 мог разве что советский И-16, но «ишаков» на Пиренейском полуострове было в те дни маловато.
Коммунисты должны знать, что возмездие постигнет их — если не с земли, то с воздуха...
— Да, и должен вас поздравить, — добавил генерал, — только что пятерка S.79 отправили на дно красу и гордость республиканского флота — линейный корабль «Хайме I».
Весть была отрадной. Однако не вполне правдивой, хотя ее напечатали во всех итальянских газетах.
Но, конечно же, лучше всего можно продемонстрировать летные качества машины именно во время авиационной гонки.
— Вы понимаете, конечно же, — продолжал генерал, — как важно показать всему миру превосходство самолетов Италии. Пусть все видят, на что мы способны... И что мы готовы к мирному сотрудничеству. С нашими друзьями, разумеется.
14 августа 1937 года, Париж
— Ну что, Бруно, не обидно тебе быть третьим? — Полковник Бизео дружески пожал руку лейтенанту Бруно Муссолини, своему другу и напарнику.
В гонке их экипаж пришел третьим.
Лейтенант Муссолини засмеялся:
— Немного обидно, но ведь первое и второе места заняли итальянцы на такой же «Савойе-Маркетти», что и мы...
Это было сущей правдой. А четвертыми пришли англичане — Клоустон и Нельсон на «Комете». Приятно знать, что твой самолет — определенно лучший.
...Две новые модели «Савойи» назывались S.M.79C (corso — «гоночный») и S.M.79T (transatlantico — «трансатлантический»).
Литеры «S.M.» обозначали «Савойя-Маркетти». Так теперь называлась компания.
В общей сложности выпустили шестнадцать моделей — без «горба», без военного оборудования и подфюзеляжных гондол — поскольку никаких бомб этот самолет не нес, и пулеметов на нем тоже не устанавливали.
Авиационные гонки. Рекорды.
Трансатлантические перелеты.
Скорость, дальность. Красота полета. Чистое использование авиации.
Память о Гернике, о затопленном «Хайме», о других разбомбленных целях — все это должно остаться позади. Для участия в воздушной гонке прибыли лучшие летчики Италии — Двенадцатый бомбардировочный полк «Зеленые мыши» во главе с полковником Аттилио Бизео.
И для начала они разделались со своим прежним соперником — с Де Хэвиллендом. Та гонка, в которой самолет «Савойя-Маркетти» когда-то не успел принять участие, была выиграна как раз самолетом Де Хэвилленда — «Кометой» DH.88. Однако сейчас на трассе «Марсель — Дамаск — Париж» протяженностью свыше шести тысяч километров с единственной посадкой в Дамаске лучшими оказались итальянские экипажи.
А ведь фаворитом считалась Франция с ее «Тифоном», специально подготовленным для гонки. Забавно — ведь французы пришли позднее всех! Англичане представили свою хваленую «Комету». Но именно самолеты «Савойя-Маркетти» показали лучший результат — свыше четырехсот километров в час.
24 января 1938 года, Гвидония, окрестности Рима — аэродром Натал, Рио-де-Жанейро, Бразилия
— В добрый путь! Покажите нашим друзьям и врагам зеленых мышей! — Так традиционно напутствовал своих товарищей полковник Бизео.
Три S.M.79Т, пилотируемые летчиками из знаменитого Двенадцатого бомбардировочного, взлетели с аэродрома Гвидония.
Полковник Бизео и майор Амадео Парадизи — давние участники гонок, опытнейшие пилоты. То же можно сказать и о двух других экипажах: майоре Нино Москатели и капитане Гори Кастеллани, а также лейтенантах Бруно Муссолини и Ренато Манцинелли.
Они уверены в себе и своих самолетах.
За двадцать четыре часа, удерживая скорость свыше четырехсот километров в час, эти три героических экипажа покрыли расстояние почти в десять тысяч километров.
Единственная посадка — в Дакаре.
После дозаправки и отдыха итальянские «тримоторес» вновь поднялись в воздух.
Бизео первым заметил, что самолет майора Москатели отстает.
— Что у вас, Нино?
— Поломка пропеллера... — ответил Москатели. — Лечу на двух двигателях. С трассы сходить не буду — опоздаю. Летите вперед, не ждите меня. Я дотяну.
Скорость трехмоторного самолета, превратившегося таким образом в двухмоторный, упала до трехсот километров в час.
Остальные продолжали удерживать высокую скорость.
Все понимали важность поставленной перед ними задачи. Мир просто обязан узнать, какие прекрасные самолеты делает Италия и каких отважных, умелых пилотов она умеет воспитывать!
...В Рио-де-Жанейро отважных летчиков встречала толпа. Цветы, оркестр, корреспонденты.
Лейтенант Бруно Муссолини обратился с короткой речью.
— Мы представляем здесь нашу Италию, наши самолеты, — сказал лейтенант. — А я еще представляю моего отца. От имени Родины, от имени дуче я уполномочен передать в дар правительству Бразилии мой самолет. Я не боюсь показаться голословным, утверждая, что это лучший самолет Италии — и, возможно, лучший самолет в мире.
Его речь утонула в громе аплодисментов. Никто не спросил, сколько «лучших в мире самолетов» Италия поставила в Aviacion del Tercio — Военно-воздушный флот франкистов.
А если бы спросили, вряд ли лейтенант Муссолини смог бы назвать точную цифру.
Хотя цифра была более чем круглой — сто. Из почти восьмисот итальянских самолетов, сражавшихся на стороне каудильо, ровно сотню составляли S.M.79.
Третий самолет, Москателли, пришел спустя несколько часов. Он летел со скоростью около трехсот километров в час, но поломка одного мотора не смогла удержать S.M.79Т — недаром он именовался «Трансатлантическим» и готов был всему свету «показать зеленых мышей»!
© А. Мартьянов. 09.06. 2013.
Обсудить рассказ можно здесь.