В советской штурмовой авиации относительно долгое время использовались поршневые двигатели. До середины 1950-х годов на вооружении советских военно-воздушных сил состояли штурмовики Ил-2 и Ил-10, созданные ещё во время Второй мировой войны. В них от модели к модели совершенствовалась броневая защита и вооружение. Скорость же считалась менее важной характеристикой для самолётов, которым предстоит бороться с наземными целями.
Поршневой мотор применялся на первой послевоенной разработке ОКБ Ильюшина — штурмовике Ил-20. Эту машину отличал необычный дизайн: кабина пилота находилась прямо над двигателем, что обеспечивало лётчику прекрасный обзор и возможность для прицельной стрельбы и бомбометания (с пикирования). Ил-20 был построен и испытан в конце 1948 года. Однако в серийное производство данная машина не поступила из-за чрезмерной вибрации двигателя, недостаточной огневой мощи (слабее, чем у Ил-10), а также из-за того, что поршневой самолёт сочли устаревшим в век реактивной авиации.
Первым советским реактивным штурмовиком стал самолёт Ил-40, оснащённый двумя относительно небольшими, экономичными, лёгкими и достаточно мощными турбореактивными двигателями АМ-5Ф конструкции Александра Микулина. Они развивали тягу 2150 кгс без форсажа и 2700 кгс при форсаже.
Техническое задание на создание двухместного бронированного штурмовика с мощным артиллерийским, ракетным и бомбовым вооружением было разработано в конце 1951 года, а уже в феврале следующего года ОКБ Ильюшина приступило к работам над новой машиной.
Бронекорпус Ил-40, собранный из толстых стальных листов, обеспечивал экипажу самолёта, состоявшему из лётчика и стрелка-радиста, надёжную защиту. Спереди лётчик был прикрыт 10-мм бронестенкой и 124-мм лобовым стеклом. Боковые стёкла кабины имели толщину 68 мм. Сверху и сзади находились 8-мм бронелист на сдвижной части фонаря и 16-мм бронезаголовник сиденья. Кабина стрелка также несла мощную бронезащиту из стальных листов толщиной 4-10 мм. Кабины членов экипажа оснащались катапультируемыми креслами.
Двигатели АМ-5Ф также защищались бронёй толщиной 4 мм. Общий вес металлической и прозрачной брони на самолёте вместе с креплениями равнялся 1918 кг.
Первоначально основное вооружение Ил-40 состояло из шести пушек НР-23 калибра 23 мм, установленных в носовой части самолёта по три с каждого борта. Их скорострельность равнялась 800 выстрелов в минуту, а боезапас состоял из 900 снарядов — по 150 на ствол. Ещё одна пушка НР-23 с боезапасом 200 снарядов располагалась в кормовой установке Ил-К10, дистанционно управляемой из кабины стрелка. Она предназначалась не только для защиты задней полусферы штурмовика от истребителей противника, но и для стрельбы по наземным целям при выходе самолёта из атаки.
В толстых крыльях Ил-40 были расположены четыре небольших бомбовых отсека, в каждый из которых помещалась одна бомба массой до 100 кг. Кроме того, на внешней подвеске самолёт мог нести две бомбы массой до 500 кг, восемь неуправляемых снарядов ТРС-132 или двенадцать ТРС-82 либо подвесные топливные баки общим объёмом 1100 литров. Нормальная бомбовая нагрузка Ил-40 равнялась 400 кг, а в перегрузочном варианте самолёт мог нести 1000 кг бомб. Имелась возможность установить в счёт перегрузки восемьТРС-132 или двенадцать ТРС-82.
Широкий набор специальных приспособлений, включавший в себя воздушно-тепловые противообледенители, электрообогреватели лобовых стёкол пилотской кабины, а также комплект пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, превращал Ил-40 в круглосуточный всепогодный самолёт.
Первый опытный Ил-40 был построен в феврале 1953 года, а уже 7 марта лётчик-испытатель Владимир Коккинаки опробовал новую машину в полёте. Несколько недель спустя Коккинаки вылетел на полигон, чтобы испытать в действии переднюю пушечную установку. Эффект от стрельбы оказался неожиданным: яркое пламя, вырывавшееся из стволов, ослепило пилота, а двигатели заглохли. Лётчику удалось снова запустить их и благополучно вернуться на базу. Чрезвычайное происшествие заставило Ильюшина срочно начать поиск технической ошибки. Оказалось, что пороховые газы, возникающие при стрельбе, попадают в воздухозаборники двигателей и глушат их. Инженеры предложили целую серию специальных надульников и насадок, отводивших пороховые газы в стороны от воздухозаборников, которые, однако, оказались неэффективными.
Было решено заменить шесть пушек НР-23 четырьмя более мощными и скорострельными пушками ТКБ-495А (АМ-23). При таком же, как у НР-23, калибре (23 мм) и незначительным отличием в весе новые пушки обладали повышенной скорострельностью — 1300 выстрелов в минуту. Таким образом, залп четырёх ТКБ-495А (АМ-23) был равноценен залпу шести НР-23. При этом боезапас ТКБ-495А (АМ-23), установленных на Ил-40, составлял 225 снарядов. Пятая пушка этого типа устанавливалась в кормовой установке самолёта.
Носовая часть штурмовика была спроектирована как газоотводная камера для пушекТКБ-495А. При стрельбе она отводила пороховые газы в сторону от воздухозаборников. Правда, при этом не обошлось без дополнительного продува отсека для сбора гильз и установки на пушки специальных надульников. Эти меры позволили устранить эффект ослепления лётчиков и обеспечить нормальную работу двигателей даже при стрельбе длинными очередями.
Государственные испытания Ил-40 начались 21 января 1954 года, а завершились уже 15 марта. В их ходе выяснилось, что Ил-40 существенно превосходит Ил-10М по максимальной скорости горизонтального полёта, скороподъёмности, бомбовой нагрузке и плотности и точности артиллерийского огня. Ил-40 с нормальным полётным весом 16 200 кг, в который входил полный пушечный боекомплект и 400 кг бомб, развил у земли скорость 910 км/ч, а на высоте 1000 метров — 950 км/ч. С подвесными баками и перегрузкой до 17 275 кг боевой радиус применения Ил-40 равнялся 270 км, что отвечало требованиям поддержки наземных войск. Кроме того, штурмовик мог использоваться и для фоторазведки.
Летом 1956 года Ил-40 был продемонстрирован военной делегации ВВС США на аэродроме в Кубинке. По мнению, высказанному американцами, подобной машины на тот момент не имела ни одна другая страна в мире.
К тому времени Ильюшин предложил ещё один вариант штурмовика под обозначением Ил-40П. Отличительной особенностью этого самолёта должна была стать принципиально иная схема воздухозаборников двигателей и пушек, при которой полностью исключалась возможность влияния стрельбы на работу силовой установки. Бомбовая нагрузка нового штурмовика составила 1000 кг, а в перегрузочном варианте 1400 кг. Двигатели АМ-5Ф были заменены двумя более мощными РД-9В с тягой по 2600 кгс в обычном режиме и по 3250 кгс во взлётном режиме при форсаже. По требованию военных на подвижной части фонаря кабины пилота Ил-40П установили зеркальный перископ, улучшив обзор верхней задней полусферы. В остальном конструкция самолёта осталась без изменений.
В конце 1955 года после завершения государственных испытаний Ил-40П было принято решение о принятии Ил-40П на вооружение и начале его серийного производства. Весной 1956 года на лётно-испытательной станции 168-го авиазавода в Ростове-на-Дону подходила к концу аэродромная подготовка пяти серийных Ил-40П, однако 13 апреля 1956 года правительство СССР неожиданно приняло постановление о снятии самолёта Ил-40П с серийного производства и прекращении всех работ по нему. А ещё через неделю штурмовая авиация в советских ВВС была упразднена. Советская военная доктрина того времени отдавала предпочтение ракетному оружию и истребителям-бомбардировщикам, которые должны были поражать цели за пределами досягаемости огня сухопутных войск. Поэтому следующий специализированный штурмовик Су-25 появился в советских ВВС только в 1970-х годах.
Обсудить материл можно здесь.